Исход печален

Исход печален

1 января на большие украинские экраны выйдет пеплум "Исход: Цари и боги" - новое эпичное полотно Ридли Скотта по известному библейскому сюжету. Похоже, что Скотт снял эту ленту именно для того, чтобы в рецензиях и анонсах написали "новое эпичное полотно". Что ж, написали. А где интересная история?..

Писать синопсис не имеет смысла, судьба пророка Моисея всем известна. Тем более что режиссер следует Ветхому Завету как собственной биографии. Правда, сразу же показывает Моисея зрелым мужем, без флэшбэков в детство, отрочество и т. д. Каноническую историю о том, как младенца отправили в тростниковой корзине по течению Нила, мы узнаем из диалогов. В общем старый египетский фараон готовится почить с миром, а его воины-сыновья (родной Рамзес и приемный Моисей) готовятся к битве (это единственная батальная сцена в фильме). Дворцовая прорицательница предсказывает итог сражения, гадая на животных внутренностях: "Исход боя туманен… Но я вижу, что будущий правитель будет спасен от смерти тем, кто после сам станет правителем". Моисей скептически ухмыляется: "Это внутренности рассказали?". Рамзес же настораживается.

Когда на поле битвы Моисей метким ударом копья спасает брата от гибели, взгляд Рамзеса становится еще подозрительнее и напряженнее… Фараон умирает (успев перед смертью сказать на ушко Моисею, что с большей радостью передал бы престол ему, но увы), и Рамзеса коронуют. Как советник нового фараона Моисей отправляется уладить дела с наместником, управляющим рабами-евреями. Увидев, в какой роскоши и праздности живет посадник (с гейскими повадками, но к сюжету это не относится) и в каких нечеловеческих условиях горбатятся рабы, претерпевая бесконечные побои стражей, Моисей возвращается во дворец, чтобы просить Рамзеса уволить наместника, но вместо понимания получает от брата, страшащегося пророчества, изгнание в пустыню…

Смотрите: "Исход" Ридли Скотта: мировая премьера

В одном из интервью Ридли Скотт, отвечая на вопрос журналиста "Что было самым сложным при создании фильма?", сказал: "Да ничего особо сложного не было. Все, что я сделал в "Исходе", я уже делал раньше много раз…". Вот, к сожалению, оно и видно. Не хочется бросаться пафосными репликами вроде "Ридли не вложил в картину душу", но постановщик и правда ничего в "Исход" не вложил, склепав его по "эпичному" (наверное, любимое слово Скотта) лекалу (посвящение умершему брату Тони, увы, не доказывает наличие "души").

Судя по всему, испытывая комплекс после триумфа "Гладиатора", Ридли Скотт вознамерился снять что-то "еще эпичнее". И эта тяга переплюнуть самого себя годами ковыряла мозг. С "Царством небесным" не вышло. С "Робин Гудом" тоже. Тогда режиссер, что называется, поскреб по сусекам и достал из залежей былой славы "Чужого" (но "Прометей" опять же многих разочаровал). Критики уже вовсю принялись писать излюбленное "Ридли уже не тот", как вдруг "ветеран" сменил тактику и выдал "Советника" - дань криминальной стороне былого творчества (тому же "Гангстеру"). И вот те на – опять провал (многие авторитетные издания даже поставили "Советника" в топ худших фильмов года на первое место).

Анонс фильма о пророке Моисее прозвучал, конечно, более чем претенциозно. Но назначение Кристиана Бэйла придало уверенность (теперь, после очередной осечки в попытках Ридли Скотта воскреснуть на голливудском Олимпе, стало тревожно за судьбу "Марсианина"…).

Смотрите: Кристиан Бэйл с женой на красной дорожке

Если "Гладиатор" помимо эпика смог рассказать проникновенную человеческую историю, то "Исход" лишь показал эпик. Моисей получился скомканным, механичным, программным (и в том нет вины Бэйла). Тут по программе он в Бога не верит, а вот здесь уже верит. И никаких тебе промежуточных стадий, внутреннего конфликта, смятения и душевной борьбы. С второстепенными же героями Скотт вовсе обошелся, как с овощами для салата: порезал мелко и закинул. А чтобы, закидывая, произвести громкий звук, привлек имена Бена Кингсли (лидер еврейской общины), Сигурни Уивер (жена фараона, мать Рамзеса), Джона Туртурро (старый фараон). Убери всех троих из сюжета – совершенно ничего не изменится. То же касается и звезды сериала "Во все тяжкие" Аарона Пола, сыгравшего раба: его единственная функция в фильме – мужественно терпеть побои и подсматривать, как Моисей разговаривает с Богом; ок, это целых две функции.

Дошли до разговоров с Богом. Допустим, неплохо, что Создатель предстал у Ридли Скотта в обличии ребенка, а не старца с белой бородой. Но ребенок (в силу возраста, прежде всего) сыграл не настолько убедительно, чтобы мы поверили, что он – Господь (даже Моисей, судя по лицу Кристиана Бэйла, поверил только потому, что вера ему положена сценарием). В том же "Ное" Аронофски, несмотря на множество других промашек (чего стоят одни только каменные трансформеры) этот момент был обыгран куда резоннее: Ной просто видел сны (однако надо сказать, два библейских эпика за один год – слишком много).

Смотрите: Пророк Моисей в образе бомжа

Неубедительным выглядит не только Бог, но и мелочи, такие как, к примеру, грим (а дьявол, как водится, в деталях). Автозагар на лицах и черные стрелки на глазах мужчин (нанесенные даже в моменты сражений и сна) немного коробят…

Когда американские критики опубликовали рецензии на "Исход", рейтинг картины застрял на позорной отметке в 28%. Казалось бы, да, фильм неважный, но не настолько же. Но если провести элементарный математический подсчет, все становится на свои места. Из двух с половиной часов, что длится картина, полтора часа засыпаешь в ожидании финальной масштабной сцены перехода через Красное море. Затем внезапно просыпаешься и полчаса впечатляешься десятью египетскими казнями (кровавый Нил, дохлая рыба, лягушки, нашествие мух, дохлый скот, язвы, град, саранча, убийство младенцев – все это весьма зрелищно). Оставшиеся полчаса уже не спишь (финал-то близко) и снова (но уже бодрствуя) ждешь сцену перехода через море (3D, кстати, весь фильм хотелось куда-то убрать, поэтому очки то и дело оказывались в руке).

Также эти 28% - заслуга Бэйла (который, видит Бог, очень старался) и Джоэла Эдгертона (Рамзеса), который не только вписался типажом (и лысина сыграла в том не последнюю роль) и не только составил здоровую конкуренцию оскароносному партнеру, но и сделал для своего персонажа куда больше, чем сценаристы (а вместо Эдгертона, между прочим, мог быть Хавьер Бардем, но предусмотрительно отказался).

Смотрите все! Цените лучшее!

Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален
Исход печален