Роуэн Аткинсон: "Я не смешной"
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Выдающийся британский комик, некогда получивший от критиков звание "новый Чаплин", всеми любимый мистер Бин, актер с внешностью прирожденного комедианта и потрясающей мимикой… Роуэн Аткинсон собственной персоной приехал в Москву на премьеру своего нового фильма "Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка", на которой побывал и "КиноОбоз" (с актером удалось пообщаться в формате "круглого стола").
В двух словах о картине. Это, как ни трудно догадаться, продолжение одноименной комедии, вышедшей в прокат в 2003 году. Тогда критики восприняли эту недвусмысленную пародию на "Джеймса Бонда" и британский ответ американскому "Остину Пауэрсу" без особого энтузиазма, а зрители, как водится, полюбили… Так что спустя восемь лет создатели созрели и выпустили на экраны новые приключения непутевого суперагента Джонни Инглиша. Рецензию на фильм читайте здесь
Москва встретила актера родной британской погодой: дождем с ветром и прохладным, промозглым воздухом. Тем не менее, Аткинсон был в прекрасном расположении духа. В жизни знаменитый весельчак-недотепа оказался очень милым и приветливым, но отнюдь не… клоуном. Все его образы остались в кадре, за кадром же Роуэн Аткинсон – почти что серьезный человек, который не сыплет шутками и не гримасничает, а просто внимательно и приятно беседует…
Примечательно, что 56-летний актер совершенно не боится ловкачить на съемочной площадке. В фильме "Агент Джонни Инглиш: Перезарузка" Аткинсон самолично проделал несколько трюков, без помощи дублера. Хотя особо удивляться этому не приходится: актер является заядлым любителем автогонок и спортивных машин (что, правда, не раз уже приводило к появлению в прессе новостей про аварию со звездой).
- Как Вы готовились к съемкам фильма?
- Ну, я ни то чтобы сильно готовился… Впервые в жизни репетировал боевые сцены, занимался фитнесом, о чем не жалею, потому что до сих пор чувствую в теле "нагулянные" мышцы.
- Расскажите о сценах, в которых трюкачили.
- В сцене погони на инвалидной коляске я работал без дублера. И надо сказать, ехать на ней, а точнее мчаться было довольно сложно. Я много тренировался. Поначалу выходило очень медленно. Потом все быстрее. Как-то долго пытался преодолеть угол, убеждал себя: давай, ты сможешь! В первый день сказал себе: окей, проедусь медленно от этой точки до этой. На второй день: окей, я проедусь за угол… И так потихоньку ты уже вырабатываешь веру в то, что сможешь сделать это. Хотя трюк действительно страшный и опасный и не сравнится с ездой в машине, где чувствуешь себя куда более защищенным. Но все равно я рад, что сделал это сам. Было весело! А вот, к примеру, трюк, где якобы я вешу на здании, - это уже не я, потому что скорость-то я люблю, а высоты боюсь.
- Многие мальчики мечтают в детстве о карьере шпионов и тайных агентов. Кем мечтали стать Вы?
- (Смеется) Как и большинство мальчиков, я тоже мечтал быть Джеймсом Бондом. И до сих пор мечтаю. Хорошая сторона Джонни Инглиша как раз и заключается в том, что он может быть слегка Джеймсом Бондом: у него есть красивые девушки и дорогие машины. Но при этом ему вовсе не обязательно быть профессиональным секретным агентом. В этом-то и прелесть работы актера: ты можешь притвориться кем угодно без особой на то квалификации.
- Раз уж речь зашла о Бонде, какой из всех, представленных на экране, Ваш любимый?
- Ооооо… (вздыхает) хороший вопрос… Пожалуй, Шон Коннери и Пирс Броснан мои любимые Бонды. Мне в принципе нравятся все части – каждая в силу своих причин. Я ведь все-таки дважды был Джонни Инглишем, а он очень похож на Бонда. Кстати, вы не заметили? Бровями мой герой похож на Роджера Мура (смеется)… Дэниел Крэйг тоже, надо сказать, отлично выглядит в роли агента 007.
- Какие удачные британские комедии вы можете отметить за последнее время?
- Ну, мне нравится много разных молодых британских комедиантов. Нравится Саша Барон Коэн, хотя "Бруно" я нахожу моментами очень грубым, а вот "Борат" действительно смешной. Нравится шоу "Маленькая Британия" (сатирическое скетч-шоу на канале BBC. – Авт.). Мэтт Лукас и Дэвид Уоллиамс (авторы идеи и исполнители главных ролей в шоу. – Авт.) мне кажутся очень смешными. Мне нравится, когда в комедии играет персонаж, а вот stand-up comedy (выступление комиков на сцене с монологами или миниатюрами. – Авт.) не очень по душе. Я могу их смотреть, но истинное восхищение у меня вызывают истории, в которых герой притворяется кем-то совершенно другим, не тем, кем есть на самом деле. Это же делаю и я сам. Еще тридцать лет назад я назвал такой прием character comedy (комедия персонажа).
- Вы довольны тем, как получился "Агент Джонни Инглиш: Перезагрузка"? И нравится ли вообще смотреть свои фильмы?
- Нет! Но странное дело, я все равно смотрю их, причем очень много. Ведь я вовлечен в постпродакшн фильма. Так что после съемок я смотрел картину неделями и даже месяцами. Другое дело, что я не вижу себя. Это все не я, а только персонаж. Когда что-нибудь комментирую во время просмотра, говорю: он вошел в комнату, он сделал то-то и то-то… То есть я себя полностью отделяю от героя. Мне это кажется нормальным и естественным. Но когда уже все сделано, я не люблю смотреть кино, потому что постоянно думаешь, что мог бы тут или там все сделать иначе. Так что сейчас я расстроен множеством недочетов… Я – человек, для которого стакан всегда наполовину пуст… И вот что я заметил: я не смогу наслаждаться фильмом примерно лет пять. Но через пять лет смогу забыть все недостатки и упущенные возможности и действительно получить от просмотра удовольствие.
У Джонни Инглиша, как у все того же Джеймса Бонда, конечно же, много крутых шпионских примочек: шариковые ручки, убивающие наповал; зонтики, стреляющие взрывчатками; инвалидные коляски со встроенными пушками и куча прочих "прибамбасов". Актер признался, что и сам не прочь иметь некоторые из них:
- Гаджет (прибор, приспособление, устройство. – Авт.), который мне бы хотелось иметь самому, это, пожалуй, такая "штука" в автомобиле для смены номеров. Не знаю, как в России, но у нас в Британии очень много спид-камер, так что было бы невероятно здорово иметь такую вещь. Понимаю, что это нелегально, но, тем не менее, было бы круто.
- Водили ли когда-нибудь российский автомобиль?
- Нет… Аа, да! Я сидел за рулем российского авто, но не тут. Это было в… 1984 или 1986 году. И это точно была "Лада". Мне, кстати, понравилось. Даже писал о ней в автожурнал. Понравились ее простота, непретенциозность и надежность.
- Ваш герой в кино изо всех сил лупит по голове подносом королеву Британии. Как думаете, она не обиделась?
- Хм… даже не знаю… Но над ней уже годами так много подшучивали, массы людей, что, думаю, она ко всему привыкла и относится к нам, комикам, снисходительно. К тому же мне кажется, что это очень удачная шутка, пусть не блестящая и довольно грубая, но хорошая. Если бы она была менее грубой, она была бы и менее смешной.
- Планируете третью часть "Джонни Инглиша"?
- Неееет! Хотя, опять же, никогда не говори "никогда"… Так что возможно все. Но не раньше, чем года через два…
- Вы дружите с принцем Чарльзом, учились с Тони Блэром. Задумывались о политической карьере?
- (Смеется) Нет, мой ответ точно "нет". Я уважаю политику и демократию. Но там нужно иметь очень крепкую волю… У меня был небольшой опыт лет пять назад, когда меня вовлекли в политическую кампанию против религиозной нетерпимости в Британии. И, должен сказать, мне не понравилось. Столько разборок и споров… И даже внутри самой группы все было натянуто и крайне неприятно. В политике слишком много грязи и вранья. Это не для меня.
- Вы праздновали свадьбу в ресторане "Русская чайная". Говорит ли это о Вашем пристрастии к русской кухне?
- (И снова смеется) Я бы хотел сказать, что знаю что-то о русской кухне, но это, к сожалению, не так. У меня было несколько возможностей что-нибудь попробовать, но пока еще я не отведал ни одного русского блюда… Но мне нравится икра (смеется). А "Русские чайные" в Нью-Йорке это просто рестораны, не больше, в них нет ничего русского, насколько я помню. Когда мы прилетели в Москву, мне сразу предложили пиво. Я говорю: окей, баночку пивка было бы неплохо. Меня спрашивают: как насчет "Хайнекен" или "Бэкс"? А я: а как же насчет русского пива?? И мне в ответ: ммммм… ну окей, вот русское пиво! (смеется).
- Вы ведь уже не первый раз в Москве?
- Да, я был здесь в январе 1991 года. Мы снимали рекламу для кредитных карточек. Собственно, та реклама и породила британского шпиона Джонни Инглиша… Тогда Россия была совсем другая, это я сейчас заметил.
- Во всех Ваших героях есть немножко мистера Бина. Он не "умрет" никогда?
- Да-да, это верно. Но я не пытался быть мистером Бином, когда играл Джонни Инглиша. Конечно, во мне всегда остаются какие-то его черты, это, наверное, неизбежно. Он никогда не умрет? (смеется) Нуу… умрет, наверное, тогда, когда я сам умру. Ведь когда ты должен выражать себя визуально, а не на словах, то, конечно, определяется некий стиль, в котором ты уже и работаешь в дальнейшем. Как тот же Питер Селлерс, который играл инспектора Клузо в оригинальной "Розовой пантере". Но он был большим профессионалом и мог сыграть любого персонажа, так как был мастером именно вербального искусства - мог сымитировать любой голос. Если же у тебя нет врожденных голосовых способностей, остается только визуальный стиль одного персонажа. У меня это мистер Бин, у Чарли Чаплина был бродяга, у Бенни Хилла – Бенни Хилл… Так что если я выражаю себя визуально, я всегда буду немножко мистером Бином.
- В жизни вы веселый человек? Любите стеб и розыгрыши?
- Нет. Я на самом деле очень серьезный человек. Даже не могу запомнить какие-то шутки, которые мне понравились, - и в этом моя беда. Так что быть актером действительно здорово - можно "играть" комика. Правда, плохо то, что публика рассчитывает тебя увидеть комиком и в жизни, а оказывается, что ты не такой. И это всегда разочарование… Но, слава богу, уже прошло столько лет моей актерской жизни, что все привыкли, что я не смешной…
- А был ли какой-нибудь забавный эпизод на съемках фильма?
- (Вздыхает) Ну вот, в том-то и беда. Забываю я шутки. Смешные эпизоды забываю... (Долго думает) Нет, не могу ничего вспомнить… Если бы я был профессионалом по части интервью, я бы заготовил какую-нибудь смешную историю заранее. Но вот сейчас никак не могу ничего вспомнить. Может, к следующему разу подготовлюсь лучше…
На вечерней премьере, выйдя в зал, битком набитый фанатами и фотографами, Роуэн Аткинсон был сдержанно улыбчив и немногословен. Актер отметил хмурое британское происхождение московской погоды, а о картине серьезно сказал: "Это фильм. Он идет полтора часа. И вроде бы это комедия"…