История покорения «Беглым каторжником» Советского Союза

История покорения «Беглым каторжником» Советского Союза

В следующем месяце одному из первых блокбастеров, вышедших в советском прокате, исполняется 75 лет. И как бы это странно не звучало, но страна победившего социализма в сотнях кинотеатрах Советского Союза демонстрировала… американский фильм, который к тому же еще и был номинирован в трех категориях кинопримии «Оскар», в том числе за лучший фильм.

Итак, закончилась война, и парняга Джеймс Аллен (Пол Муни) возвращается к матушке домой. А там его ждет родная фабрика, новый стул и каждодневная работа с бумажками, что ветерана явно не прельщает. Джеймс размечтался стать инженером, строить мосты и дороги, а потому собрал манатки и рванул сначала в Бостон, затем в Новый Орлеан. Долго парень шатался в поисках работы, пока его не пристроили в одну из колоний на каменоломню. Как туда Джеймс попал? Как последний лошара, но история не об этом. Джеймсу были в тягость издевательства администрации, а потому он задумал побег. Ведь он еще не успел побывать инженером…

Ох и левацкий же фильм снял режиссер картины Мервин ЛеРой. Это тот самый ЛеРой, который в 1930-м снял первый по-настоящему классный гангстерский триллер «Маленький Цезарь», но за два года умудрился переквалифицироваться в латентных ворчунов капиталистической системы. Чтобы представить степень левизны работы ЛеРоя, мы уже отметили, что этот фильм демонстрировался в широком прокате в СССР времен Сталина. Было это, правда, не в 30-х годах, а в 1947-м, но показатель, тем не менее, яркий. В «Беглом каторжнике» представлены все линии, которые так настойчиво пробивала советская пропаганда: тотальная безработица, несправедливость судебной системы, крайне низкая оплата труда, насилие над трудовым человеком. Одним словом, лучшей антикапиталистической агитки не создали бы и ведущие советские режиссеры, а тут пожалуйте вам – американцы сами снимают такое кино, да еще и выдвигают ленту на ведущие оскаровские номинации.

История похождения Джеймса Аллена в исполнении любимчика публики 30-х Пола Муни смотрелась бы куда увлекательнее, если бы не моральная однобокость характера главного персонажа, а также не весьма прозрачный социальный заказ всей ленты. Оставляя за скобками перипетии сюжетной линии, которая изобилует откровенно глупыми поступками главного персонажа, стоит отметить общую одержимую неестественность героя. Пол Муни играет эдакого ударника социалистического труда, для которого главное строить и строить, а ему несправедливо все мешают и обижают. Упорен в учебе, трудолюбив, безразличен к алкоголю, в связях, порочащих честное имя, замечен не был – с такой характеристикой взяли бы в ВЛКСМ и тут же зачислили бы в члены партии. Из-за этих пролетарских особенностей в фильме так и не сложилось какой-то яркой любовной линии. Мимолетные актрисы вроде Гленды Фарелл, Хелены Винсон и Ноэль Френсис прошли зеркальным эпизодом между побегами и инженерными подвигами главного героя.

Зато в чем ЛеРой настоящий молодчина – так это в создании атмосферы побега. За Полом Муни переживаешь физически, когда его персонаж с трубкой тростника во рту лежит на дне реки, или когда его грузовик со всех сторон обстреливают с карабинов. Вот в этих эпизодах и просматривается настоящий «гангстерский» ЛеРой. Чуть меньше бы режиссер думал о всемирном социальном счастье и чуть больше бы придал фильму брутальности – цена у картины была бы совершенно иной. Впрочем, и то, что получилось, вполне съедобно на вкус.

Нечестное правосудие и жестокие трудовые колонии. «Беглый каторжник – это история о том, как тяжело порядочному трудяге в системе капиталистических ценностей США. Смотреть можно, но в уме держим ответ, откуда в Штатах спустя 15 лет появился маккартизм...