УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Тигипко: мы приглашенным звездам не платим

2,4 т.
Тигипко: мы приглашенным звездам не платим

Президент Одесского международного кинофестиваля Виктория Тигипко поделилась с "КиноОбозом" впечатлениями от фестиваля в этом году, рассказала о неизбежных финансовых трудностях, простоте звезд и ожиданиях от будущего, четвертого ОМКФ.

- Ваши впечатления от фестиваля в этом году. Все ли удалось, что задумывалось?

- Фестиваль прошел на ура. Нам удалось достичь планки в сто тысяч посещений и еще раз подтвердить, что ОМКФ – прежде всего зрительский фестиваль.

Мероприятие получилось ярким: в этом году мы отошли от концепции "кино с юмором" и сделали ставку на арт-мейнстрим, то есть качественные картины для широкой аудитории. Это дало отборщикам больше свободы в выборе хорошего кино, и в итоге мы привезли на третий ОМКФ более 80 фильмов. Каждый день были показы под открытым небом - самые яркие это, конечно, "Огни большого города" Чарли Чаплина на Потемкинской лестнице и "Земля" Александра Довженко в музыкальном сопровождении группы "ДахаБраха" на Ланжероновском спуске. Мы вручили украинский "Оскар" - Золотой Дюк победителю национального конкурса, а победителя международного конкурса, как мы и обещали, определили зрители – это британский фильм "Сломленные", который на фестивале представлял актер Киллиан Мерфи. Ну и освоили еще одну локацию – в этом году фестивальным центром стал Театр музкомедии имени Водяного на 1200 мест. Очень приятно, что на всех показах было практически стопроцентное заполнение. В общем, получился праздник отличного кино.

- Фестиваль с каждым годом становится все ярче, все звезднее, все масштабнее. Третий действительно удался на славу. Но при этом на одной из пресс-конференций перед открытием Вы упомянули, что год был сложный. Были проблемы с финансированием?

- Такое масштабное мероприятие, как ОМКФ, безусловно, требует очень много усилий всей команды и партнерской поддержки – слава богу, все сложилось. Любые форс-мажоры – это обычные рабочие моменты для организаторов. Все мы стали хорошими кризис-менеджерами за эти три года.

- В прошлом году бюджет фестиваля составил 3 миллиона евро (эту цифру как-то озвучил Андрей Халпахчи, сравнивая бюджеты "Молодости" и ОМКФ). Какой бюджет в этом году?

- Бюджет такой же: 3 миллиона евро. Он складывается, как пазл – это и финансовая поддержка спонсоров, и деньги, которые выделили Госкино, Одесская обладминистрация, мэрия города, плюс помощь отдельных меценатов и скидки, которые предоставляют партнеры фестиваля.

- Как удалось договориться с такими звездами, как Киллиан Мерфи, Майкл Мэдсен и Дэрил Ханна? Наверное, с Кардинале и Чаплин было проще?.. Дорого ли стоили их приезды и какая вообще система договоренностей, как это происходит? Как вел себя тот же Мерфи? Какие у звезд запросы?

- У нас уже есть опыт переговоров со звездами из разных стран – на предыдущие фестивали мы привозили Йоса Стеллинга, Владимира Машкова, Рутгера Хауэра. В этом году особых трудностей в переговорах со звездными гостями не было. Джеральдин Чаплин поразила своей простотой, открытостью и легкостью в общении. Договариваться с ней было достаточно просто, ведь мы приглашали ее на фестиваль, где пройдет показ фильма ее отца для 15-тысячной аудитории под открытым небом. Начало переговоров с именитыми киноперсонами обычно происходит на одном из мировых кинофестивалей. Формируем предварительные договоренности, но финальные подтверждения получаем уже ближе к фестивалю. Проще говоря, мы заявляем приезд гостя, когда уже куплены билеты для него.

Но главное, что мы приглашаем звезду не просто пройтись по красной дорожке – все режиссеры, актеры и продюсеры приезжают на ОМКФ, чтобы представить свои киноработы. Например, в этом году Майкл Мэдсен и Дэрил Ханна представляли фильм "Голливудский мусор", который участвовал в международном конкурсе, а Киллиан Мерфи презентовал два фильма: "Сломленные", он и получил Гран-при фестиваля, и "Красные огни", которые были показаны в рамках Гала-премьер. А вот Клаудиа Кардинале представила на Ланжероновском спуске фильм Феллини "8 ½", в котором она снялась более 50 лет назад. Также для нас важно привлекать звездных гостей к участию в образовательных программах фестиваля – мы приглашаем всех их прочитать мастер-класс или ответить на вопросы слушателей Летней киношколы.

К слову, всем без исключения зарубежным гостям очень понравилась Одесса, они много гуляли по городу, а Дэрил Ханна даже покупала персики на Привозе.

- Участвуете ли лично в переговорах со звездами? Правда, что иногда с российскими сложнее договориться, чем с западными?

- Все зависит от человека – звезды ведь разные, с различными требованиями. Многие договоренности состоялись благодаря личным контактам – моим и Дениса Иванова, директора фестиваля. Скажу сразу, что мы не платим гонорары звездам, а только выполняем все требования их райдера.

Репутация ОМКФ понемногу начинает работать на фестиваль – сейчас, когда за спиной уже три успешных мероприятия, нам будет намного легче вести переговоры. Кстати, Майкл Мэдсен был приятно удивлен уровнем организации фестиваля. Даже не поверил, что нам всего три года – думал, что тридцать три (смеется).

- Ваше мнение о крупнейших европейских фестивалях: Канны, Берлин, Венеция. В чем принципиальное различие между ними? И чем отличаются между собой российские и украинские фестивали? Тот же Московский ближе по уровню к Каннам, чем Одесский?

Канны, Берлин, Венеция – эта главная мировая тройка фестивалей класса А, они задают фестивальную моду и определяют кинотенденции на протяжении года. Это наши основные площадки для отбора фильмов на ОМКФ и наше основное место "учебы" – их ноу-хау развивались на протяжении десятков лет, и у них учиться не стыдно, а наоборот - похвально. Именно на этих трех фестивалях проходят все главные мировые премьеры. Кстати, буквально вчера объявили конкурсную программу Венеции – впечатляющий список фильмов.

Если же говорить о различиях между этими фестивалями, стоит отметить, в первую очередь, традиционно социальную направленность программы Берлинале. Этот фестиваль считается более демократичным и проходит в центре большой европейской столицы, это доступ к фильмам для широкой публики. Канны и Венеция больше сосредоточены на арт-мейнстриме и в основном предназначены для людей, причастных к киноиндустрии. С другой стороны, в рамках Берлинского и Каннского кинофестивалей проходят крупнейшие в мире кинорынки, которые в основном определяют и финансируют мероприятия и являются чуть ли не более важными для киносреды, чем сам фестиваль.

Если сравнивать российские и украинские кинофестивали, нужно признать, что объемы производства российского кино значительно выше, а киноиндустрия в России куда более богата звездными лицами. Поэтому национальное представительство на российских кинофорумах более существенно. Но в плане уровня организации, профессионального и зрительского интереса к фестивалю, насыщенности программы тот же ОМКФ не уступает российским кинофорумам. Об этом нам неоднократно говорили гости и участники из самой России и других стран.

- Как удалось за такой короткий период (в три года) переплюнуть сорокалетнюю "Молодость"?

- Мы просто делаем дело, которое нам нравится. В увлеченности – залог успеха. И я, и Денис Иванов, и каждый человек из фестивальной команды – все мы влюблены в хорошее кино и хотим поделиться этим кино с украинскими зрителями. В этом мы схожи с "Молодостью" - мы делаем одно дело, и не стоит задача, чтобы кого-то, как вы говорите, переплюнуть. В этом году арт-директор "Молодости" Андрей Халпахчи, человек, стоявший у истоков кинофестивального движения в Украине, представлял Украину в составе международного жюри ОМКФ.

- Халпахчи часто сетует на то, что "Молодости" очень сложно держаться наплаву, что туго с деньгами. Насколько сложно Одесскому? Насколько вообще убыточно содержать кинофестиваль?

- Фестивалям действительно сложно без финансирования со стороны. Даже такие именитые кинофорумы, как московский, не обходятся без поддержки государства, спонсоров и партнеров. Причем государство делает значительный взнос в бюджет ММКФ – около трех миллионов евро, это практически половина его бюджета. Пока мероприятие станет прибыльным, в него нужно много вкладывать.

- Как бы не углублялся финансовый кризис и не ухудшалось положение с кино в Украине, все равно будете продолжать?

- Репутацию нужно поддерживать несмотря ни на что. Мы поставили себе задачу стать одним из лучших зрительских фестивалей Европы и будем к этому идти. Обычно молодые фестивали выдерживают два года, на третий уже не хватает. Мы этот критический рубеж уже перешли.

- Есть уже в планах какие-то новинки для четвертого Одесского кинофестиваля? Нововведения?

- Работа над каждым следующим фестивалем начинается сразу после завершения предыдущего. Пока в детали вдаваться рано, но мы постараемся, чтобы четвертый ОМКФ порадовал по всем пунктам программы. Продолжим Летнюю киношколу, кинорынок, питчинги, Национальный конкурс – все проекты хорошо себя зарекомендовали. Возможно, увеличим количество сеансов на фестивальных площадках, сделаем бОльшим размер экрана на Ланжероновском спуске. А если говорить о более глобальных задачах, то теперь наша цель – заинтересовать как можно больше кинотуристов из Восточной и Центральной Европы.

- Мне кажется, такими темпами, как продвигается ОМКФ, скоро по красной дорожке в Одессе вполне смогут пройти и Джонни Депп, и Брэд Питт. Как думаете, это возможно?

- Чем лучше атмосфера на фестивале, чем больше о нем знают, тем больше звездных гостей его посетит. В итоге выигрывает зритель, который получает полный спектр впечатлений не только от кино, но и от общения с кумирами. Так что будем стараться, чтобы наши зрители были довольны. Но еще раз повторюсь: все звездные гости приезжают "по делу" - представить свои фильмы, дать мастер-класс студентам киношколы. Это главное.

Тигипко: мы приглашенным звездам не платим
Тигипко: мы приглашенным звездам не платим
Тигипко: мы приглашенным звездам не платим
Тигипко: мы приглашенным звездам не платим
Тигипко: мы приглашенным звездам не платим
Тигипко: мы приглашенным звездам не платим