Двигатели "Мотор Сичи" бьют по кошельку авиаперевозчиков и не интересны им, – Трескунов

Двигатели 'Мотор Сичи' бьют по кошельку авиаперевозчиков и не интересны им, – Трескунов

Сам факт того, что "Мотор Сич" производит двигатели исключительно для самолетов и вертолетов советского и первых лет постсоветского периода играет не в пользу предприятия. Завод исторически обслуживает моторы на вертолеты Ми-8, самолеты "ЯК-42", линейку еще летающих "АНов". Но все это – остатки наработок прошлого. На современном рынке моторостроения "Мотор Сич" практически не представлена нигде.

Об этом в интервью Delo.ua рассказал авиационный эксперт, учредитель-партнер консалтинговой компании ТОВ "АВІАПЛАН" Евгений Трескунов. Он свидетельствует, что в нынешнем состоянии запорожское предприятие попросту не в силах конкурировать с западными производителями.

"Конкуренция сильная. Двигатели от разных производителей периодически друг друга сменяют "на крыле" для очередного поколения или модификации самолетов. И это стимулирует их к постоянному технологическому развитию, созданию новых, более совершенных поколений силовых агрегатов. Сегодня выпускаются двигатели V-го поколения, в которых учтены высочайшие экологические характеристики в совокупности с экономическими (минимальный расход топлива + максимальная тяга + более длительный срок эксплуатации и межремонтный ресурс)", – говорит Трескунов.

Он добавил, что все производимые сегодня двигатели IV и V поколений, согласно обещаниям их производителей, имеют первые плановые капремонты минимум через 8 лет, а некоторые – 9 лет от начала эксплуатации. А запорожские двигатели, произведенные за последние 20 лет, еще ни разу не налетали те часы и циклы, характерные для западных двигателей.

"Если же им дать те налеты как у западных аналогов, то до планового капитального ремонта они пролетают максимум 2-3 года. Безусловно, это больно бьет по кошельку авиаперевозчиков и им уже неинтересны такие двигатели", – свидетельствует аналитик.

Следующие принципиальные нюансы, которые напрочь нивелируют привлекательность продукции "Мотор Сичи" – отсутствие конкурентного сервиса техобслуживания и рынка запасных частей.

"В мире существует более 1000 организаций, которые проведут капремонты двигателей того же Airbus или Boeing в разных модификациях. Когда мы пытались донести до "Мотор Сичи" свои доводы, что авиакомпания считает все эти расходы и потери, то они лишь пожали плечами и дали "гениальную" рекомендацию купить у них запасной двигатель. Но, запасной новый двигатель в международной практике – очень дорогое удовольствие. Соответственно авиакомпании, эксплуатируя западные двигатели, всегда имеют выбор по их дальнейшему обслуживанию и замене. Западные производители и множество поставщиков на вторичном рынке совокупно гарантируют доставку нужной запчасти в течение 6-24 часов. Ничего подобного "Мотор Сич" и "Антонов" предложить сегодня не могут ни по двигателям, ни по самолетам. Основная причина: нет налаженного серийного производства, следовательно, и нет производства и доступности запасных частей", – подчеркнул эксперт.

Все это, по его мнению, привело к тому, что кроме "Антонова", в тесной кооперации с которым работала "Мотор Сич", среди современных коммерческих самолетостроителей у запорожского предприятия партнеров нет.

"Это, в свою очередь, сказалось на мировоззрении "Мотор Сичи", а именно – требованиях к их продукции, философии технического обслуживания и так далее. Разумеется, покупатели не хотят брать сегодня те же "АНы" с запорожскими двигателями. Сам самолет покупать готовы, но с другими моторами", – свидетельствует эксперт.

Трескунов убежден, что для успешного развития "Мотор Сич" нуждается в инвесторе, который сможет в корне пересмотреть экономическую политику предприятия и грамотно сопоставить его возможности с современными требованиями рынка. Таким инвестором эксперт видит DCH харьковского бизнесмена Александра Ярославского, который достиг договоренности с китайской Skyrizon о совместном инвестировании в "Мотор Сич".

"Исходя из всех выше перечисленных факторов, вхождение DCH Ярославского на "Мотор Сич" – это действительно мощный толчок и уникальная инвестиционная возможность для предприятия", – резюмировал Трескунов.