ЕС готовит новый удар по Кремлю, а Россия придумывает флешмобы для Дуды: что попадет в санкции
Восьмой пакет санкций ЕС против России однозначно будет принят, однако работа над ним ведется крайне медленно. Ситуация обостряется энергетическим кризисом, масштабной пропагандой со стороны РФ. О том, почему европейская дипломатия забуксовала и какие ограничения могут вскоре принять, читайте в материале OBOZREVATEL.
Почему принятие санкций "замедлилось"? Российский след, лето и политика
Первые пакеты санкций ЕС принял практически молниеносно, но начиная с шестого пакета евродипломаты начали буксовать. Сейчас, спустя месяц после утверждения седьмого пакета, в Евросоюзе откровенно говорят: активно работа не ведется.
"Над санкционным процессом работают постоянно. Возможно, не постоянно активно, но постоянно. Не могу дать никаких деталей, когда и что там, но они будут", – сказал посол ЕС в Украине Матти Маасикас во время встречи с журналистами, на которой присутствовал и OBOZREVATEL.
Евросоюз как и США взяли на себя как минимум политическое обязательство расширять санкции и давить на РФ до тех пор, пока продолжается война. Но со временем готовность вводить новые ограничения снижается. Энергетическая война, которую организовала РФ, ограничение в поставках нефти, нарушение логистики, высокая инфляция – бьют не только по агрессору, но и по тем, кто такие ограничения вводит.
Европейцы поддерживают санкции, но далеко не все граждане стран ЕС согласны оплачивать поддержку Украины. Цены растут, реальный размер зарплат сокращается, социальное напряжение, усталость – все это вынуждает политиков более осторожно относится к призывам ввести новые санкции против России.
"Цену (за санкции. – Ред.) приходится платить не только правительствам, корпорациям, экономике, это ощутимо и на социальной сфере. Вторая причина – психологическая усталость от российско-украинской войны. Наши беженцы нуждаются в бюджете в странах ЕС. В Польше 2,6 млн наших беженцев... В ЕС поддерживают Украину, но они не хотят платить своей комфортной жизнью", – рассказывает профессор Института международных отношений КНУ им. Т. Г. Шевченко Григорий Перепелица.
Такой ситуацией активно пользуется Россия. Целый пул их лоббистов работает во всех странах ЕС. Их задача – создавать впечатление, что санкции не работают, бьют сильнее по Евросоюзу, а не России, а поддержка Украины только "затягивает войну".
Для этого тысячи российских ботов в соцсетях пишет о том, как они устали от санкций. Яркий пример попытки россиян повлиять на санкции – флешмоб, о котором сообщили российские СМИ. Якобы во всем ЕС граждане в соцсетях публикуют фотографии пустых тарелок и отмечают в этих постах представителей своей власти.
В рамках флешмоба "полячка" Мария Мроз (зарегистрировалась в Twitter в июле этого года) опубликовала фото кофе и пустой салфетки. Она обратилась к президенту Польши Анджею Дуде и написала, что из-за санкций у нее не хватило денег на десерт.
При этом Мария Мроз – небрежно созданный бот. Мало того, что страница зарегистрирована месяц назад, у нее нет других публикаций, друзей и т.д., так еще и в качестве фото профиля Мария Мроз использовала фотографию журналистки СNN Сары Сиднер (вероятно, фото просто найдено в сети).
Спецпредставитель МИД Украины по санкционной политике Алексей Макеев рассказывает OBOZREVATEL: почему процесс замедлился, стоит спрашивать у представителей дипведомств ЕС. Однако среди возможных причин он назвал "период отпусков".
Кстати, эту же причину OBOZREVATEL озвучил еще один сотрудник Кабмина, который пожелал остаться неназванным. По его словам, европейская бюрократия всегда работает медленно, а сейчас, когда многие политики и чиновники взяли отпуска, процессы замедлились еще более значительно.
Газ, визы и SWIFT: какие санкции может принять ЕС
Украина в рамках восьмого пакета санкций ожидает ограничения против банков РФ (далеко не всех отключили от SWIFT), секторальные санкции, газовое эмбарго (хотя бы частичное), санкции против олигархов и пропагандистов и ограничение на выдачу виз, рассказывает Макеев.
Правда, на самом деле окончательного решения до сих пор нет практически ни по одному из вопросов. Собеседники в Кабмине, которые имеют отношение к переговорному процессу с ЕС, говорят: запрет туристических виз для граждан РФ не поддерживает как минимум половина членов ЕС, газовое эмбарго отказываются даже обсуждать, а если от SWIFT отключат все банки, то европейцы не смогут платить за газ. Поэтому и это ограничение под большим вопросом.
Страны Балтии готовы практически на все выше упомянутые ограничения. А вот другие государства – либо сомневаются, либо уже выступают против. Если раньше главным противником ограничений была Венгрия, то сейчас эту роль играет Германия.
Немцы выступили и против отказа от туристических виз для россиян, и против любых газовых ограничений. Россия ежедневно на продаже газа может зарабатывать около 240 млн евро. А если возобновит продажу на спотовом рынке, то доход может резко увеличиться.
Вместо этого Кремль фактически по собственному желанию и для еще большего давления на ЕС ограничил поставки. В конце августа они собираются на три дня остановить поставки газопроводом "Северный поток-1". Евросоюзу к началу отопительного сезона нужно заполнить газовые хранилища (цель – на 80%). Однако эта задача оказалась слишком сложной. Быстро найти замену российскому газу невозможно, на это уйдет несколько лет.
Это хорошо знают в РФ. Поэтому они провоцируют обострение энергетического кризиса и рассчитывают возобновить продажу газа в будущем. Власть в демократических государствах меняется, а вот в России уже несколько десятилетий правит Путин – и покидать свое кресло добровольно он не планирует.
Принятие восьмого пакета санкций станет демонстрацией готовности ЕС продолжать санкционную политику, несмотря на энергетический кризис и резкий рост инфляции.