Встреча на Днестре

1,4 т.
Встреча на Днестре

Президент Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов провел глобальную встречу с журналистами. На которой старательно делал вид, что она никоим образом не связана с предстоящими в непризнанном государстве президентскими выборами.

Хотя, конечно, зря было скрывать очевидное. То, что Россия сделала ставку на конкурента Игоря Смирнова, а ему самому в довольно недипломатичной форме предлагает не идти на очередной срок – факт известный. Тут бы наоборот – взять, и пользуясь случаем, сказать о наболевшем. Впрочем, не нам судить о помыслах государственных людей. Тем более, президентов.

PR и гуманитарная помощь

Но надо признаться, задача информирования зарубежных СМИ о происходящих вокруг Приднестровья событиях была решена, причем изящно. В преддверие встречи с Игорем Смирновым для журналистов была организована пресс-конференция в МИДе республики (фото вверху), на которой, хоть и в довольно сглаженной форме, были озвучены главные проблемы, волнующее руководство республики: черный пиар и обвинения в злоупотреблениях при распределении гуманитарной помощи. Последний вопрос для Игоря Смирнова должен быть особенно болезненным – российские правоохранители замешали в дело его сына Олега, живущего в Москве.

О важности поднятых вопросов свидетельствовали должности спикеров. Министр внутренних дел ПМР, зам министра иностранных дел, начальник следственного управления МВД, начальник Самостоятельного следственного отдела по расследованию уголовных дел особой важности Прокуратуры ПМР, председатель и секретарь ЦИК, зам председателя Приднестровского республиканского банка (аналог нашего НБУ).

Перед подробным освещением вопросов – черного пиара и якобы о нецелевом использование поступающих из России в ПМР гуманитарных средств, зам министра иностранных дел Сергей Симоненко рассказал о произошедшей совсем недавно грустной истории:

- В Москву летела делегация, и визит начался с эксцесса. Я и секретарь Центральной избирательной комиссии Мария Мельник были задержаны на таможне, и в отношении нас был применен полный комплекс мер, предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации. Восемь часов. Для процедур не было никаких оснований, наш МИД направил ноту. Через четыре дня все изъятое вернули, при этом – заметьте, - взяли деньги за хранение.

По его словам, одной из целей поездки было донести правду (о пиаре и использовании средств) путем дачи интервью радиостанции «Эхо Москвы». Но не сложилось.

После вступительного слова Сергея Симоненко был продемонстрирован видеоролик о том самом черном пиаре. Порочатся честь и достоинство некоторых кандидатов. В МВД поступает информация о том, что черным пиаром занимается организованная преступная группировка, в состав которой входят граждане России, Украины и Молдавии. По горячим следам члены ОПГ задерживаются, выясняется, что черные технологии они отрабатывали во время цветных революций.

- Предлагали расклеивать листовки, - говорит повернувшийся к камере спиной злоумышленник. – Обещали сто рублей и за такси.

Выясняется, что у задержанных членов ОПГ изъяты деньги на общую сумму 108 тысяч долларов. Мария Мельник продемонстрировала образчики черного пиара.

- Пиар направлен против кандидатов Шевчука и Смирнова, - рассказывает начальник Самостоятельного следственного отдела по расследованию уголовных дел особой важности Вадим Когут. – Задержано около семи человек. Главный пиар-консультант – Гасоненко, из Кировограда. Его помощник Калибан – из Молдавии. Проводится следствие, по этому делу грозит до пяти лет лишения свободы.

Председатель ЦИК Петр Денисенко рассказал, что кандидату в президенты Анатолию Каминскому направлено письмо с просьбой подтвердить законность использования им в предвыборных материалах символики «Единой России» и изображения Владимира Путина. А также достоверность высказывания «Каминский – единственный кандидат, которого поддерживает Путин».

- Если что, снимать с выборов будете? – живо заинтересовались журналисты.

Петр Денисенко кажется, искренне оскорбился:

- Что за вопрос? Мы принимаем решение, законно или нет. А снимать – должны решать соответствующие органы.

По словам председателя ЦИК Приднестровья, их вообще не волнуют высказывания и заявления различных российских деятелей (а ситуацию в ПМР комментировали как минимум Грызлов, Лавров и Зюганов. - Авт.). Главное другое. Для того, чтобы проживающие в республике 140 тысяч граждан России смогли нормально проголосовать 4 декабря на выборах в Госдуму, на территории ПМР открыто 25 избирательных участков.

По второму вопросу выступил заместитель председателя Приднестровского республиканского банка Вадим Степанов, и с массой документов на руках убедительно доказал, что ни о каком нецелевом использовании гуманитарной помощи не может быть и речи.

- Гуманитарная помощь идет на дополнительные выплаты пенсионерам, для систем здравоохранения и образования. На развитие сельского хозяйства и среднего бизнеса. Все разговоры о нецелевом использовании – это механизм в рамках предвыборной кампании, - подчеркнул Вадим Степанов.

Всего на протяжении 2008-2009 годов Приднестровье получило от России почти 1,5 миллиарда российских рублей (около 510 миллионов в валюте ПМР). Много это или мало? По словам министра финансов ПМР Ирины Молокановой, годовой бюджет республики составляет порядка 3 миллиарда приднестровских рублей.

Никогда не говори никогда

На встречу с Игорем Смирновым журналисты ехали уже полностью подготовленными и проинформированными. Было понятно, что грустные вопросы о проблемах задаваться будут вряд ли, и президент ПМР посвятит свое время рассказу о чем-то более глобальном. Так и получилось.

Встреча проходила в здании, которое одновременно – и Администрация президента, и Верховный Совет. Здесь же, в зале заседаний, Игорь Смирнов встречается с министрами. (Сейчас кабинет министров – фактически совещательный орган при президенте).

- На нашей встрече присутствуют 53 журналиста. 17 – из Украины, - было доложено президенту Приднестровской Молдавской Республики Игорю Смирнову.

Президент остался доволен.

- В ходе встречи с господином Филатом (Влад Филат – премьер-министр Молдавии. - Авт.) выработана договоренность о создании экспертной группы, - начал свое выступление Игорь Смирнов. – Будет собираться раз в месяц, председательство – по очереди. Мы готовы к конструктивному диалогу. Если будут учитываться интересы Приднестровской Молдавской Республики.

Игорь Смирнов неожиданно, но вполне логично переключился на своего пресс-секретаря, поинтересовавшись: вы раздали журналистам книгу «Переговорный процесс между МПР и Республикой Молдова в документах»? Оказывается, что нет. «Плохо», - отметил Игорь Смирнов.

Одна из самых насущных сейчас проблем – введение находящихся на территории МПР железнодорожных станций в реестр железных дорог. А то они хоть и есть физически, но все равно как бы не существуют. И отгрузить на станциях товар нет никакой возможности. Кстати, Бендерское депо по величине не уступает тем, что в Купянске и Знаменке. Но вот вынуждено простаивать. Вторая важная проблема, по словам Игоря Смирнова – это связь. «Почта, телефон, телеграф. Революционная ситуация – я вспомнил», - пошутил президент.

- Нужно акцентировать вопрос о системе безопасности, - продолжает он. – Нужен жесткий контроль за контрабандой. Вообще, сколько уже полоскали и Украину, и Приднестровье: торгуют, мол, дивчатами и оружием. Все это брехня. По-русски – вранье. Но взаимодействие правоохранительных органов – нужно. Мы вот передали около 60 преступников - мы с 80 странами работаем. Удивительно, да? Нас не признают, а продукцию – признают. Впрочем, такая ситуация очень выгодна для некоторых коммерсантов.

В ходе выступления Игорь Николаевич регулярно переходил на украинский и обратно. Иногда вставлял что-то по-молдавски. Одним словом, ярко демонстрировал тот факт (а он непреложный), что в его маленьком государстве все равны. И русские, и украинцы, и молдаване. Каждых около трети населения. Три государственных языка. Национальных меньшинств нет.

- Мы не делаем ничего искусственно. Мне часто говорят – вас все равно никогда не признают. Никогда не говори никогда. Наше государство создал сам народ, за свое право жить: в те дни лозунгом было «евреев – в Днестр, русских – за Днестр».

В зал заседаний внесли огромное, как кажется, количество книг «Переговорный процесс между МПР и Республикой Молдова в документах». 435 страниц. И всем раздали.

Говоря о предстоящих выборах, Игорь Смирнов признался, что его задача – эти выборы обеспечить, и сделал комплимент Украине: «Я приветствую, что вы наполовину вернулись к мажоритарной системе. Будет более действенный законодательный орган. У нас партийное строительство искусственное. 550 тысяч населения. Можно голосовать за Петю, Васю, Витю и видеть результаты».

- Почему Россия решила поддержать не вас, а другого? – все же прозвучал наболевший вопрос.

- Когда не по адресу задают вопросы… Что я могу сказать? Мы никогда не умаляли авторитет Российской Федерации. У нас система образования российская. Как бы с нами ни обращались, мы все равно будем любить Россию и к ней тянуться.

- А к Украине?

- Дорогие мироустройцы! Ну чего еще нас встраивать в свое общество? Я понимаю, если есть идеалы. Но если их нет – зачем? – Игорь Смирнов довольно прозрачно намекнул, что сначала самим надо определиться со своей государственностью и планами на будущее.

Вообще, надо признаться, у президента ПМР есть свои резоны недолюбливать украинскую власть. Еще во времена распада Советского Союза Игорь Смирнов с вопросом «как жить дальше» поехал в Киев. Его там и арестовали. Ющенко вот нанес довольно тяжелый удар по экономике Приднестровья: при ввозе товара в Украину был один налог, стало два – добавили молдавский.

- А что нужно сделать, чтобы Приднестровье признали?

- Надо прийти и сказать – дорогой Янукович, признай Приднестровье! – улыбнулся Игорь Смирнов.

На вопрос одной девушки – мол, вам 70 лет, и не пора бы на отдых, он делает вид что обижается: «Моей маме 95 лет. Еще раз скажешь про возраст, я ей позвоню, и она тебе даст. Семьдесят… У нас до ста лет живут. Есть силы – работаю».