Анатолий Стреляный

Блог | Письма из России: я – начальник, ты – дурак. И все счастливы

26,7 т.
Письма из России: я – начальник, ты – дурак. И все счастливы

Когда-то много и с большой печалью лучшие люди России писали, что в их стране два народа в одном, и они, эти два народа, друг другу – чужие, в чем-то больше, чем иностранцы друг другу. Баре и крестьяне, крепостные рабы и их владельцы, господа. Они даже говорили на разных языках, одни – на французском, другие – на русском. Баре насиловали крестьянок, а их женихи, мужья и отцы – все эти конюхи, кучера, истопники, садовники, то, что называлось дворней, - эти, в свою очередь, ублажали барынь и барынек, ну, а потом, когда пришло время, перебили их почти всех, - пишет Анатолий Стреляный для Радио Свобода. - Сегодня тоже два народа в одном русском народе. Один поддается казенной пропаганде, другой – не поддается. Первых, конечно, больше. И эти два народа в одном тоже друг другу как иностранцы, и говорят на разных языках. Слова, которые для одних значат все: свобода, законность, права человека, для других не значат ничего. Что из этого выйдет, Бог весть. С нас достаточно просто видеть это и понимать это.

Вот письмо от представителя одного из этих народов. Какого, сейчас узнаете. Читаю: "Вы всё против советского. А я не думаю, что россияне лживее европейцев. Наоборот, подозреваю, что концентрация лжи в Европе даже погуще". Написавший это русский человек шестьдесят два года живет на Западе, из которых, по его словам, сорок лет сознательно к нему присматривался, можно сказать, изучал. У одних его заключение вызовет смех, у других – недоумение. Так вот, совсем не обязательно жить на Западе шестьдесят два года, чтобы убедиться, какая он бяка. Вполне достаточно на хуторе близ Диканьки, никуда не выбираясь, кроме упомянутой Диканьки, где имеется библиотека, освоить такой университетский предмет, как "зарубежная литература". Почти вся она о том, какой он грешный, даже порочный, этот Запад, лицемерный, "счетно-расчетный", по выражению знаменитого немецкого философа. Жена называла его дурачком, и кое в чем он оправдывал ее оценку, в том числе и в этом определении Запада.

Читайте: Пентагон готов повышать ставки против России

Великая западная сатира, величайшая драматургия, проза, этот бессмертный "критический реализм" – все о том, все о том, о неизбывной порче, гнездящейся в человеческой душе. Как, впрочем, и русская литература - о Руси и ее обитателях. На том же хуторе можно усвоить, что нет и быть не может более достоверных источников для познания любой нации, чем ее художественная литература, созданные ею образы и картины. Но господину Полякову, кажется, важнее сказать то, что угадывается за его словами: "Вы всё против советского". Советское ему важно выделить и отстоять. Отстоять перед нами, которые все еще пропитаны той консистенцией до мозга костей. Ему хочется, чтобы мы были пропитаны этой штукой еще глубже? В общем, картинки еще те. Один русский рассказывает, как мы слышали, другому русскому, какие прекрасные в России дороги, будто тот по ним не ездит, ну, а господину Полякову, прожившему на Западе шестьдесят два года… ну, вы тоже слышали. Не хочется ему, чтобы вы в конце концов перестали быть советскими. Пребывайте такими вечно, чтобы ему приятно было на вас смотреть с берегов Темзы.

Кто-то уже не может слышать упоминание Крыма в передаче "Ваши письма", а я, например, уже давно не могу с полным спокойствием слышать и читать рассуждения, что самое лучшее для России едва ли не до скончания века – авторитаризм, единоначалие, путинизм, короче. Его, мол, требует все русское, всё без исключения: русская душа (это - прежде всего), русские пространства, русский климат, вся русская история. Ты – начальник, я – дурак. Я – начальник, ты – дурак. И все счастливы. Тут всего один вопрос. Если вы вот за это, и не только на словах, но и на деле, и утверждаете, что и страна не против, тогда зачем ей рядиться в демократические одежды? Зачем демократическая конституция? Почему не примете новую, такую, которая бы полностью соответствовала всему русскому, как вы понимаете это все? Зачем игра в демократию? Вы же никого и ничего не боитесь, вам никто не указ – зачем же подделываетесь под своего вечного недруга, под Запад? Читаю: "Подлинно революционным мероприятием, - нравится мне это слово: мероприятие, - было бы узаконить практики, - то есть, порядки и обычаи, - сложившиеся у нас в России.

Читайте: Россия будет биться за контроль над Украиной до последнего украинца

По крайней мере, стало бы чуть больше людей, замечающих то, что у них под носом. Ничего не менять, все оставить как есть, но узаконить". Мне близка эта мысль давнего слушателя "Свободы" Елисеева. Ближе всего к тому, что он предлагает, были в СССР такие союзные и автономные республики, как та же Чечня и весь Северный Кавказ, Закавказье, Азербайджан, Средняя Азия. Никто там не терзался противоречием между советским законом и местной жизнью. Для всех само собою разумелось, что с минуты, когда человек стал директором государственного молочного завода (какого же еще? - тогда все было государственным)… Стал – значит был назначен, а на самом деле купил эту должность… С этой минуты завод поступал в его частную собственность со всеми, естественно, ограничениями, не зависящими ни от кого. Достоинств у такого преобразования, которое предлагает господин Елисеев, было бы несчетно.

Было бы упразднено все, о чем говорится: обозначено в меню, а в натуре нет. Выбросить такое меню – большое же дело! Была бы упразднена конституция, раз ее никто не знает и не обращает на нее внимания, а с нею – все, что существует только на бумаге. Получилась бы, кроме прочего, заметная экономия денег. Одно только исчезновение госдумы, всех местных дум и правительств пополнило бы бюджет чуть ли не под завязку. А вот что касается судов, то тут следовало бы оставить все как оно сложилось, только чтобы все делалось открыто. У кого есть деньги, тот пусть откупается, как и сейчас, у кого денег нет, того - за колючку. Все, что делается за деньги, пусть делается и впредь, все, что по блату – тоже. И вот когда такое революционное предложение прозвучало бы на всю страну, тогда нагляднее стал бы смысл всех липовых учреждений, всего липового устройства, стало бы понятнее назначение фигового листа размером в седьмую часть Земли – и почему без этой брехни страна не может обходиться, почему не может прекратиться борьба за то, чтобы все, что обозначено в меню, было в натуре.

Читайте: Россия - это абсолютное зло

"Конечно, все мы приспосабливаемся к миру, - последнее письмо. - Но у нас, верующих, особая позиция. Для нас этот мир не прекрасен, он омерзителен и жесток, но на нём существование не закончится. Оно продлится, но я не хочу вас обрадовать этой новостью. Иной раз мне кажется, что потусторонний мир не менее чудовищен и нелеп. Тогда я понимаю атеистов: лучше бы его вообще не было". Да вы, батенька, будете похлеще безбожника, скажу человеку, написавшему это. Я даже не вспомню сразу, кто еще, кроме вас, додумывался до такого.

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...

Источник:www.svoboda.org