Рассуждая о том, почему не получился у России демократический капитализм, Леонид Вахрамеев вспоминает первое послесоветское время. Читаю: "Российские (и украинские тоже, это относится ко всем осколкам империи, кроме прибалтов) купчины оказались крайне неэффективными собственниками, что выразилось и в том, что они оказались не в состоянии защитить свою собственность от государства. Но главное - они слишком много воровали. Чиновников, совмещающих свои должности с фактическим владением казенной или с виду частной собственностью, контролировать легче, оттого они и крадут меньше… Оказалось, что купчины-дураки не только воруют. Они еще и не в состоянии договариваться между собой, стали калечить и убивать друг друга и не только друг друга, - пишет Анатолий Стреляный для Радио Свобода. - Посему-то эпопея с саморегулирующимися структурами, кои государство усиленно навязывало купчинам в начале нулевых, завершилась очередным массовым воровством - и государству опять же пришлось брать все на себя.
Ворье без надзора представляет собой угрозу для самого физического существования граждан, а больше контролировать их некому – только чиновнику, который, конечно, своего не упускает, но берет по чину", - пишет Леонид Вахрамеев. Много правды в словах этого серьезного человека, много. Да, Леонид, то, о чем вы пишете, я знал с первого послесоветского дня, а точнее - с последнего советского, но как сказать эту правду даже сегодня? Сколько оговорок ни сделаешь, все равно решат, что оправдываешь существующий порядок. Горе мне, горе! С тех пор – с конца восьмидесятых годов - я не встретил ни одного человека, который остановился бы, как вкопанный, пред любым законом и общественным приличием, через которые можно было бы переступить безнаказанно. Всяк готов нарушить все, что можно нарушить. Заколдованный круг. Не нарушишь – не проживешь, не выживешь. А если население будет только то и делать, что нарушать все, что можно безнаказанно нарушить, оно никогда не станет жить по-человечески.
Читайте:
Письма из России: путинизм роет себе могилу через детей
Следующее письмо – об IKEA, чей создатель недавно умер, но больше – о России, о переменах в быте русских. Читаю: "Мировая сеть "Икея" произвела в России бытовую революцию. Люди сначала ездили в магазин на экскурсию. Посмотреть удобный чистый дом. Потом потянулись уже за покупками. Поездив по Европе, мы убедились, что для европейцев одежда и мебель - не для мебели, а для удобства. Они ничего не покупают на всю жизнь. Не застилают диваны покрывалами! Мы стали с легкостью менять полотенца и постельное белье на новенькое. Стало меньше тряпья в шкафах - не по десять пододеяльников. Машина стирает и хорошо отжимает. Утром постирал – вечером надел. Появились сушильные машины с салфетками, которые смягчают ткань, придают ей свежесть, как в бытность с мороза. В квартирах стало меньше вещей и больше воздуха.
Знаете, какой самый распространённый кредит в Москве? На ремонт! Берут даже те, кто живет от зарплаты к зарплате: в один год кухню современную сделают, в другой - ванную. Я хожу по дому в белых носочках. Чуть потемнеют - пора полы мыть! Появились курсы уборщиц-горничных. ЭКО-уборка! Православная уборка! Мыть от пола до потолка! Дорогие курсы, между прочим, и не только эти! Люди стали работать значительно больше. Отпуск в фирмах - две недели. Интенсивный труд потребовал интенсивного отдыха и ухода за собой. Отсюда все эти фитнесы, массажные салоны, студии макияжа. Плюс все эти пароварки для готовки без масла! Коробочка с пророщенными злаками стоит дороже литра молока. Люди хотят хорошо выглядеть - это им нужно по работе. Когда моя подруга посчитала, сколько тратит на офисную одежду, макияж, массажистов и косметологов, на машину и сколько остаётся от высокой зарплаты, то взяла и уехала жить в Америку! Там дешевле и удобнее. Английский выучила - и вперёд. Она из Козьмодемьянска. Я тоже из тех краев", - сообщает эта слушательница и ставит здесь точку в своем письме на "Свободу". Курсы уборщиц, скажу я вам, - не последняя примета московского времени. Уборщиц и горничных.
Читайте:
Проституток, любящих свою работу, гораздо больше, чем продавщиц и учительниц
Следующее письмо: "Про Крым слышать уже не могу у вас в передаче! Это только злит крымнашистов. Они говорят: "Вся история – про войны, про дележ территорий. Если в интересах государства забрать какой-нибудь кусок, это хорошо". Я знаю наш средний класс. Вроде западники, но совки. Вот один из моих знакомых, Виктор. Работает генеральным директором в западной компании в России. Очень крепкий профессионал. Много читает, всех нобелевских лауреатов старается прочитать. Человек не бедный, но и не богач – деньги не лезут из ушей, зарабатывает честным трудом, даже на автобусе не чурается ездить. И человек он, в общем хороший, не ищет во всем выгоду, отзывчивый. И что вы думаете? В любом разговоре он возносит Россию. Рассказывает мне, какие у нас прекрасные дороги, будто я по ним не езжу, больницы и прочее. Он считает, что Россию не любят потому, что она сильная. Чем, спрашиваю, она сильна? Территорией! Он много лет работал во Внешторге, рассказывает, как прекрасно шла торговля. Чем? – спрашиваю. Тут у него тень по лицу: нефтью и газом. "Я знаю, - говорит, - что плановая экономика тормозит развитие, но лучше коммунизма как строя нет. Капитализм в тупике".
Не терпит никакой критики в адрес России – не троньте музыку руками! "Не нравится? Скатертью дорога!". Но и вот что, Анатолий Иванович. Он мечтает о путешествии по России, но ему пока мешает отсутствие должного сервиса. Привык к западным отелям, а у нас они не везде такие. Как видите, привычка к комфорту - страшная сила. Она не дает реализоваться мечте русского патриота! Так что война между Россией и Западом, Анатолий Иванович, не в телевизоре. Она у людей внутри! Кто-то из историков-юмористов когда-то сказал: "Века были так себе – средние". Вот и в России сейчас класс так себе, средний, только сам себя подбадривает. Хочется сохранить свой бизнес, хочется стабильности, чтоб продолжать учить детей на Западе, ездить туда и ездить, и при этом продолжать его хаять. Я не понимаю этого! Не по-ни-ма-ю! И увы, круг общения сужается и сужается. А до Крыма были люди как люди", - пишет эта слушательница.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...