УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Облом стереотипов

2,4 т.
Облом стереотипов

Лондон – это город, в котором разбиваются все стереотипы об Англии, заботливо взращенные мировой литературой, синематографом, да и вообще всеобщими представлениями о стране в целом.

Что мы знаем о Лондоне? Даже те мы, кто там никогда не был? Ландан – из э кэпитэл оф зе Грейт Британ, стей он Темза. В Лондоне вечный туман, а если его нет – то дождь. Везде сплошной сплин.

Джентльмены во фраках и цилиндрах меланхолично пьют чай в кресле-качалке у камина, укутав порой ноги пледом. Кэбы, «боби»… Вроде, ничего не пропустил?

Первый стереотип – это конечно, погода. Она – почти как в Санкт-Петербурге, где, согласно опять же стереотипам, должно быть сыро и дождь. Лично у меня о лондонской погоде было два полярных представления. Первое основывалось на фильме про Мэри Поппинс. То есть, что действительно следует ждать дождя. Второе мнение базировалось на фильмах Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», где погода была хорошей и даже солнечной.

Гай Ричи победил. Декабрьский Лондон встретил сухой и относительно теплой погодой. Правда, было довольно ветрено. Особенно вблизи Темзы.

С Темзы, говорят, вообще всегда сильно дует. И еще просили не расслабляться по поводу дождя – он, рассказывали, может нагрянуть внезапно, и быть очень сильным.

Косвенным подтверждением того, что дождь в Лондоне точно бывает, может послужить свидетельство украинского журналиста Юрия Громницкого, проработавшего пять лет на ВВС. По словам Юрия, в лондонском метрополитене всегда в изобилии бесплатные зонтики. Точнее, не то чтоб бесплатные – просто если дождь, лондонцы их быстро покупают, а потом оставляют в метро за ненадобностью. Но, возможно, это красивая легенда.

А вот чего в Лондоне точно практически не бывает, так это снега. Климат не тот. Говорят, что слой снега в десять сантиметров (или сколько это будет по ихнему?) способен вызвать транспортный коллапс и панику населения.

Овсянка, сэр!

Общепринято считать, что этническая пища англичан в целом и лондонцев в частности – полезная для желудка овсянка, питательное яйцо всмятку, пудинг и ростбиф. Как бы не так. По словам журналиста Евгения Каневского, живущего в Лондоне вот уже шесть лет, и работающего, как нетрудно догадаться, на ВВС, традиционная английская еда – это «чипс энд фиш». Особенно в пабах.

Я сначала всполошился – какие еще чипсы? Но опасения, что придется хрустеть пивной закуской с ароматом, к примеру, сала и чеснока, не подтвердились. «Чипс» оказалось обычной крупнонарезанной жареной (во фритюре) картошкой. «Фиш» - изрядный кусок трески, обжаренной в кляре. Еще к блюду прилагаются листики салата, маслинка, соус и горка зеленого горошка. Порция, надо отдать должное, большая. Стоит в среднем около 10 фунтов стерлингов – порядка 15 долларов.

Хлеба англичане не едят. По крайней мере, это не особо принято. Едят его иностранцы. По словам Евгения Каневского, полфунта приличного ситного стоят около двух фунтов. Жареная курица-гриль в магазине – 4 фунта. Сырая – где-то столько же. (Поэтому Евгений говорит, что сырую покупать бессмысленно). Пиво – в среднем 3 фунта. Дорогой город.

Знаменитый английский юмор. Не заметил особо. Разве что на ограждении палаточного городка антиглобалистов, который стоит прямо впритык к главному собору Лондона – Святого Павла, надпись с тонким юмором. «Не пить. Не употреблять наркотики», - написано на плакате. И внизу мелко приписано – «в этом месте». То есть, видимо, антиглобалисты намекают – ребята, не палитесь, зайдите за угол.

Кстати, метрах в ста от собора Св. Павла – ирландский паб. Там, я так понял, антиглобалисты порой и собираются, особенно ближе к вечеру. Атмосфера, надо признаться, характерная. Так я пабы и представлял, особенно ирландские. Виски, «Гинесс», песни The Pogues в исполнении подвыпивших клиентов. Тут стереотипы разрушены не были. Кстати, в пабах курить нельзя – общественное место. Поэтому у каждого приличного паба есть площадка на улице. Над столиками – фонари с обогревателями. Специально, видимо, для мокрой и холодной погоды.

Не заметно и лондонских полицейских-«бобби» в характерных шлемах, напоминающих те, что носили в XIX веке пожарные. Вообще на улицах полицейские как-то не встречаются. (Видел только один раз возле огражденного ленточкой какого-то офиса. Видимо, ограбление).

Разве что возле Букингемского дворца полицейские – в стереотипных шлемах.

Но там и королевские гвардейцы – в шапках из шкуры медведя.

Там же видел и классических джентльменов – во фраках и цилиндрах. А больше нигде.

Еще возле Букингемского дворца, в парке, поразили белки и различная пернатая живность. Как дома. Идешь по аллее – тебе на встречу вперевалочку два гуся. Насчет белок, вообще, слов нет.

Встретить на улицах Лондона англичанина, соответствующего сложившимся стереотипам, сложно. О том, что таковые все-таки существовали, свидетельствуют кэбы. Но не те, что с лошадьми, а такси.

Такси по традиции так и называют – кэбы. Это специальные автомобили с очень высокими потолками. Чтобы джентльмен мог сидеть, не снимая цилиндра.

А так на улицах довольно много афроангличан и выходцев из бывших Британских колоний. Есть и бомжи. Только я их сначала не заметил. Неподалеку от Чарингкросского вокзала (откуда Шерлок Холмс и доктор Ватсон бежали от профессора Мориарти) мне на них указал Евгений Каневский: «Видишь, на нашу гопоту похожи? Ждут, когда им еду привезут». Оказывается, вот так запросто прийти вечером и бесплатно поужинать дано не каждому – нужна, так сказать, специальная аккредитация. Типа удостоверения, что ты обездоленный.

На тротуарах непривычному человеку очень легко столкнуться с проблемой, вызванной правосторонним движением. То есть гуляешь ты, к примеру, по Пикадилли, навстречу тебе джентльмен. Пусть и без фрака. Ты ему уступаешь дорогу, принимая по привычке вправо. Он уступает тебе дорогу, принимая по привычке влево. В результате – неизбежное столкновение, и легкое недовольство джентльмена понаехавшими туристами.

Какой стереотип остался без изменений – так это лондонская архитектура.

Сплошная Викторианская эпоха и Чарльз Диккенс. Не знаю, может где-то на самом-самом краю Лондона (а он огромен, делится на четыре зоны) и есть то, что у нас называется «спальными районами». С соответствующей архитектурой. Но в центре Лондона – ни-ни. Сплошной консерватизм.

Разве что на общем фоне выделяется London Eye– гигантское колесо обозрения (до 2006 года было самое высокое в мире, пока в Китае не открыли), выбивается из общей архитектуры. Ну так это чтобы лучше архитектуру рассматривать.

Одним словом, не тот Лондон, не та Англия. Стереотипам не соответствует. Видимо, надо ехать в Шотландию. Там люди в килтах пьют вересковый мед и играют на волынках.

Впрочем, есть сомнения. Я как-то спросил Дэна Маккаферти, вокалиста легендарной группы Nazareth – часто ли он дома ходит в килте. «А ты часто надеваешь вышиванку и шаровары?» - улыбнулся старый мудрый шотландец.