За всеми этими выборами, стадионами и анализами мало кто заметил реального триумфатора текущей президентской гонки – нет, не Владимира Зеленского (хотя и надо отдать должное ему и его команде), а главу Французской Республики – Эммануэля Макрона. Этот человек, ныне пытающийся объединить всю Европу перед ультрарадикальной угрозой, смог опередить многих глобальных соперников и заполучить первенство – временное или нет время покажет, - на действующем украинском направлении, право первой и единственной ночи, если хотите.
Знаете, у французов есть одна потрясающая поговорка: "Не смейтесь с соседа, потому что ваши неприятности придут завтра утром". Макрон это очень хорошо понимает, точно так, как он понимает и важность Украины для нынешнего Европейского Союза: пока существует независимая Украина, у Европы есть время при помощи "мягкой силы" пройти период трансформации и турбулентности.
Ещё пару недель назад все задавались вопросом: почему Макрон позвал к себе в Елисейский дворец на тот момент ещё кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского? Обычно такого не происходит: встречаются всегда лидеры государств. А в этом отдельно взятом случае французским лидером был предоставлен явный аванс. Почему?
Макрон внезапно заинтересовался Украиной: что произошло
Здесь много нюансов. Конечно, французы изначально просчитали будущего победителя президентской гонки в Украине, более того, они осознали угрозу того, что явные реваншисты – люди, желающие попросту отдать страну на аутсорсинг, - захотят вернуться. Европейцам, вложившим и продолжающим вкладывать в украинскую экономику деньги, это точно не нужно.
Кроме всего прочего, Макрона и его администрацию всё больше и больше раздражает российский фактор. Несомненно, мы можем с вами вспомнить и финансирование со стороны Кремля праворадикальных партий и политических течений по всей Европе (чего только стоит Марин Ле Пен), и отдельно историю с движением "Жёлтых жилетов", которое также подпитывалось российской пропагандой, и миграционный кризис, которому поспособствовали войска РФ в Сирии. Особенно Париж раздражён действиями России в Северной Африке – в, Алжире, Ливии, Египте, Судане и во многих других африканских странах, которые так или иначе исторически связаны с Французской Республикой. И всё это естественно: китайцы холодно относятся к участию России в делах Северной Кореи, американцы взбешены из-за кампании русских в Венесуэле, а французам не нравится, что Москва обхаживает африканские государства.
Читайте:
Россия, ты просто больна Украиной. Это взрыв мозга
Из этого всего следует откровенное желание французской администрации переключиться на украинский вопрос. Однако это можно отождествить не столько с каким-то политическим торгашеством, сколько с общей тенденцией. Мало кто обратил внимание – в силу объективных причин – на явное вовлечение Франции в дела Восточной Европы. Последний пример – переброска значительного количества французских войск на границу Эстонии и России. Всё это, конечно, проводится в рамках усиления миссии НАТО. Однако стоит отметить: изначально флагманами на этом, восточноевропейском направлении определялись другие страны.
Вообще здесь важно сказать о проблемах внутри франко-германского тандема. Невзирая на определённые подвижки, Берлин – даже не сама Меркель, а, скорее, немецкая правящая элита – тормозит, сдерживает инициативы Макрона по многим направлениям. Это касается и безопасности, и обороны, социальной сферы, энергетического рынка, общего преобразования ЕС. Есть много нюансов. Однако Британия уходит, а там, где двое – всегда конкуренция и борьба.
Так уж случилось, что Восточная Европа – помимо отдельно взятых стран – всегда была закреплена более за Германией. Франция в эти дела практически не влезала. Сейчас ситуация меняется. Причин тому две: амбиции Макрона и постепенная смена политического ландшафта в Германии. Плюс есть поляризующий фактор России и США.
Читайте:
Порошенко вошел в историю Украины. Его имя будет в учебниках
Впрочем, мир не делится, как и украинское общество, на отдельные палитры - чёрную и белую. Всё, что я описал, не означает изолирования Германии, её отхода от восточноевропейских дел; это означает лишь то, что теперь и Франция активизируется на этом направлении. Франция Макрона, как оный уже показал, заинтересована в Украине. Отсюда и неформальные переговоры в Париже с Владимиром Зеленским, и сравнение этих двух политиков на страницах французских газет, и первое – среди лидеров иностранных государств – официальное поздравление победителя украинской избирательной гонки.
А если приглянуться, то вы увидите, как между этими двумя людьми возникла (благо Макрон - политик), как это остро называют многие слуги пера, химия. И Зеленский теперь отождествляет Макрона со свободной Европой. Это тоже кое о чём говорит.
Теперь давайте взглянем трезво на общую ситуацию.
Будущий украинский президент отметил, что Нормандский формат будет сохранён. Помимо желания Путина перезапустить переговоры, необходимо, чтобы Зеленского поддержали Макрон и, конечно же, Меркель. Но главную скрипку здесь – судя по предварительной реакции госпожи канцлера – будет всё же играть глава французского государства.
Читайте:
Триумфальное фиаско
Зеленскому – хочет он того или нет – но придётся столкнуться с энергетическим давлением Кремля: с проектами Северный и Южный поток. И здесь с европейской стороны также придётся играть вместе с Макроном – если, конечно, захочется играть на европейской стороне. Напомню, что именно Эммануэль Макрон настоял на изменении европейской энергетической директивы, которая точно осложняет для российской стороны газовые поставки в Европу по данным трубопроводам, а кроме того помогает Украине сохранить транзитные способности.
Владимир Зеленский упомянул о перезапуске информационной компоненты, об информационной войне. Спешу отметить: именно в своей известной статье президент Франции предлагает создать Европейское агенство по защите демократии, что должно противодействовать информационной агрессии иностранных государств. И если будущий украинский президент захочет распространить украинскую повестку за пределы нашей страны, ему также нужно будет общаться с Макроном.
И я уже молчу о желании Парижа расширить общую оборонную стратегию на страны, которые не относятся к ЕС. В их числе и Украина.
Читайте:
Мне нужен президент, перед которым будет стыдно
Я не питаю иллюзий относительно французского мандата, прекрасно понимая всю сложность момента; да и перекладывать ответственность за свою страну на другое государство не стоит. Конечно же, любые отношения между государствами временны. Вечного ничего нет. Однако мне представляется, что господин Макрон может попытаться наладить новые взаимоотношения с нашим будущим президентом.
Перед Владимиром Зеленским, право, нет дополнительных сценариев. Последних очень уж мало – со стратегической точки зрения. И здесь главное – это даже не российский фактор, а разношерстность украинского общества.
Поэтому желаю Вам, господин Макрон, удачи. Лично мне будет интересно.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...