Черный "юбилей": в России задали три вопроса по "Норд-Осту"

35,1 т.
Черный 'юбилей': в России задали три вопроса по 'Норд-Осту'

Российское общество на 13-й год после резонансного теракта в Москве на премьере мюзикла "Норд-Ост" до сих пор ищет ответы на вопросы о том, почему хваленые силовые структуры РФ не сделали ничего для спасения более 800 заложников, из которых 130 погибли.

Об этом говорится в информации на сайте "Норд-Ост", который посвящен зашедшему в тупик расследованию трагедии с "чеченским следом".

Из-за чего произошел теракт? Что произошло на Дубровке (район Москвы, где случилась трагедия – Ред.)? Что было потом? Эти три главные вопроса до сих пор остаются без ответа, несмотря на множество томов по расследованию преступления.

Читайте: В России возобновили расследование скандального теракта в "Норд-Осте"

Известные российские политики, журналисты и правозащитники вспоминают один из самых страшных терактов в истории России.

Глава правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкассов напомнил о том, что в то время Россия переживала обострение военного конфликта в Чечне.

http://nord-ost.thequestion.ru/

"2002 год означал только некоторое намерение перехода к чеченезации конфликта. В 2002-2003 годах основной объём зачисток и исчезновений людей приходился на долю российских федеральных силовых структур. Чеченские силовые структуры были в зародыше. Только в 2003 году были легализованы такие формирования как батальоны "Запад" и "Восток". Кадыровцы, то есть служба безопасности Ахмата Кадырова, тоже стала наращиваться только с 2003 года. Спецгруппа ФСБ "Горец" действовала в это время (тоже чеченская, её возглавлял Мовлади Байсаров). Но на 2002 год – это были зачаточные, декоративные структуры. На самом деле только с 2005–2006 годов стали видны результаты чеченезации конфликта. Например, уменьшение числа исчезновения людей (не радикальное, но похищали меньше, и большая часть похищенных уже возвращалась домой, до этого значительная часть исчезала бесследно)", - отметил Черкассов.

По словам московского корреспондента The Sunday Times Марка Франкетти, "Норд-Ост" стал позорным провалом российских спецслужб.

"Они не были смертниками (террористы – Ред.). Они были готовы умереть, но они не были смертниками. Надо изучать опыт Будёновска, а потом опыт Беслана. Почему "Норд-Ост"? Потому что был успешный Будёновск, унижение российского правительства: Черномырдин, разговаривающий на "Вы" с Басаевым; им дали коридор, они вернулись героями. Это была очень успешная акция. Они хотели повторить то же самое, только в Москве. Их задачей было хоть чего-нибудь достичь: переговоры, остановим войну, кто-то с нами разговаривает. Поэтому, если бы с ними разговаривали о прекращении войны, предложили коридор, они бы уехали. Они не приехали, чтобы умереть. "Норд-Ост" для них был провалом: ничего не получили, все погибли, единственный успех – на несколько дней вспомнили о Чечне. В Беслане они учли все ошибки "Норд-Оста". Сразу отобрали все телефоны, выбили все стёкла (чтобы не было газа), сразу расстреляли всех крупных мужчин", - рассказал Франкетти.

Как сообщал "Обозреватель", захват заложников в Театральном центре на Дубровке - один из самых жестоких мировых терактов 2000-х - произошел в Москве 13 лет назад.

Читайте: "Норд-Ост". 11 лет после штурма

23 октября 2002 года в здание, где шло представление популярного мюзикла "Норд-Ост", ворвалась вооруженная группа бандитов во главе с Мовсаром Бараевым и взяла в заложники 916 человек, артистов и зрителей: погибли 130, пострадали 800 - т.е. почти все находившиеся в здании.