"Первые капли ливня": зачем ИГИЛ атаковал Париж
После терактов в Париже, в результате которых погибли 129 человек, возникли два вопроса: "Как это могло случиться?" и "Почему это произошло?" В первой категории – проблемы с системой общественной безопасности, которые необходимо исправить для предотвращения последующих нападений, и уровень вовлеченности в руководства ИГИЛ в нападениях, который позволит оценить уровень будущих угроз и оптимальные способы противодействия им. Но самый сложный вопрос имеет наиболее высокое значение – почему?
Аналитик Брукингского института Вильям МакКантс изложил основные теории, часть которых противоречат друг другу, в своей статье для американского издания The Atlantic. Вот они:
Сеяние хаоса в цивилизованных странах – основополагающая природа джихада. Подобные теракты всегда были в планах ИГИЛ, но раньше не было возможности их проводить. "Исламское государство" хочет компенсировать территориальные потери в Сирии и Ираке путем проведения громких операций за рубежом. Оно пытается превзойти Аль-Каиду упрочить свои позиции в качестве лидера мирового джихада. Террористы пытаются заставить развитые страны прекратить борьбу с ними. Наоборот, они пытаются вынудить своих оппонентов проводить операции в Сирии и Ираке для того, чтобы а) истощить их ресурсы; б) создать полный хаос; в) представить себя в качестве защитника мусульман; и/или г) навлечь "Конец времен".
Читайте: Немецкие СМИ: теракт в Париже - это война?
Вероятно, мы нескоро узнаем причины. Потребовались долгие годы для раскрытия мотивов, двигавших Аль-Каидой при нападении на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года: группировка надеялась, что США будут вынуждены либо полностью вывести свои войска из мусульманского мира, либо совершить массовое вторжение, растратить свои ресурсы и разозлить мусульманскую общественность, в конечном итоге все равно оставив мусульманский мир.
Первоначально, Соединенные Штаты не стали делать ни того, ни другого. Вместо этого они свергли правительство талибов, которые позволили Аль-Каиде работать в Афганистане, и выкурили Аль-Каиду из ее тайников, оказав воздушную и тактическую поддержку врагам талибов. Но вскоре после того США направили большую армию в Афганистан и Ирак. Если бы изначально было известно, что именно этого и желает Аль-Каида, ход событий был бы совершенно иным.
Читайте: Да пошли они, у нас есть шампанское: Charlie Hebdo опубликовал обложку о терактах в Париже
Это приводит нас к ответу на теракты в Париже. Президент Франции Франсуа Олланд пообещал "безжалостное" возмездие. Франция и до того бомбила "Исламское государство" в Сирии в рамках возглавляемой США коалиции, так что он, вероятно, намерен усилить военную роль Франции, и нанесенные на выходных авиаудары по штабу ИГИЛ в Ракке, возможно, представляют собой первый шаг на этом пути. Может быть, он даже задействует статью 5 Договора о Североатлантическом Альянсе, в соответствии с которым нападение на одного члена НАТО является нападением на всех членов, и призвать союзников к вторжению на территории "Исламского государства". Даже если Олланд и не хочет заходить так далеко, политическое давление усилить борьбу с ИГИЛ будет огромным. И в самом деле, терроризм и предназначен для того, чтобы спровоцировать чрезмерную реакцию – либо полного свертывание, либо масштабное задействование военной силы.
Но если "Исламское государство" атаковало Францию, чтобы вынудить союзников изменить текущий умеренный курс, который они проводят между этими двумя крайностями в Сирии и Ираке, то, возможно, стоит рассмотреть достоинства имеющегося подхода. По данным департамента обороны США, за прошедший год ограниченного вмешательства союзники сократили территорию ИГИЛ на 25%.
Читайте: Теракты в Париже: во Франции мобилизуют 115 тысяч силовиков
Тем не менее, даже уничтожение правительства "Исламского государства" в Сирии и Ираке не приведет к немедленному прекращению терактов за рубежом. Скорее наоборот – увеличит их численность. Кампании террора применяются слабыми государствами, опасающимися внешней угрозы. Есть другие страны, где лидеры ИГИЛ или их союзники могут замышлять дальнейшие преступления. Это не повод для эскалации и там, а просто признание того, что проблема выходит за рамки основной территории "Исламского государства".
ИГИЛ пообещал, что теракты в Париже были "первыми каплями ливня". Учитывая политическую нестабильность на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которая подпитывает подъем "Исламского государства", страны в его списке врагов, вероятно, еще долго будут "пережидать шторм". Но самый лучший способ пережить его – выяснить, почему он вообще начался, и как лучше найти укрытие от него, пишет аналитик.
Ранее "Обозреватель" писал, что теракты в Париже не связаны с проблемой мигрантов в ЕС. Об этом заявил Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.