УкраїнськаУКР
русскийРУС

Исчезнувшие города СНГ

2,9 т.
Исчезнувшие города СНГ

Истерия с массовым переименованием географических названий впервые была заложена при большевиках. Во времена царской России, чтобы чему-то дать новое название, требовались какие-то невероятно обоснованные доводы. Например, Пугачевское восстание заставило Екатерину IIпереименовать реку региона Яик в Урал. Или по итогам очередной русско-турецкой войны, на месте османской рыболовецкой деревушки Хаджибей, был основан "новый" город – Одесса. Революционно же войну с топонимами, а значит и с этнической памятью, начали большевики, а затем она (эта война) продолжилась и после 1991 года. Сразу скажу, все переименования мы просто физически не сможем охватить, потому как всех этих "кировсков", "октябрьсков", "первомайских" на просторах СНГ несметное множество, и из одних только их названий очевидно, что появиться они могли только в советские времена. Мы же остановимся только на наиболее ярких примерах.

Видео дня

Россия

Географические переименования у нашего соседа можно поделить на несколько классификаций:

1.) города, которым вернули прежние названия;

2.) города, получившие новые (но не советские) названия;

3.) города, оставшиеся с советскими названиями, хотя при царской России их называли по-другому.

Самое громкое переименование 1991 года в России, это, безусловно, Санкт-Петербург, бывший ранее Ленинградом, а еще ранее (с 1914 по 1924) Петроградом. 20 лет спустя можно однозначно сказать, что горожане безболезненно стали "питерцами", а воспоминания по "ленинградским временам" ассоциируется чаще всего через призму ленинградской блокады (действительно, героическим событием в истории великого города). В целом же, практически все исторические памятники города были построены в царские времена, и возврат к петровскому названию выглядит вполне обоснованным. Интересно, что область так и осталась с советским названием – Ленинградской.

В Ярославской области есть достаточно крупный город Рыбинск, который за свою тысячелетнюю историю выдержал целую серию переименований. Основанный, как Усть-Шексна, и ставший в XVIII веке Рыбной слободой, в советские времена городок трансформировался вполне естественно в Рыбинск. Однако в 1946 Рыбинск получил первое "партийно-именное" название – Щербаков (в честь московского партийного деятеля, умершего в 1945 году). В 1984-ом на Рыбинск свалилось новое партийное счастье – город стал Андроповым (думаю, этого генсека представлять особо не стоит). Правда, это счастье длилось всего 5 лет, и в 1989-ом город вновь стал Рыбинском.

Если пройтись по центральной России (район "Золотого кольца"), то при Союзе все же пытались города этого региона без особой надобности не трогать. "Досталось" только Твери, которая с 1931 по 1990 год была Калинином (интересно, что Михаил Калинин умер только в 1946-ом), а также Нижнему Новгороду, носившим название с 1932 по 1990 Горький. Еще один город верхнего Поволжья – Киров, так и остался с советско-партийным названием. В Кирове уже два раза проходил референдум с целью возвращения городу прежнего названия – Вятка, но горожане раз за разом динамили инициаторов "исторической памяти". Интересно, что товарищ Сергей Костриков, он же Киров, никогда в Вятке не был (как, к слову, и в нашем Кировограде).

Куда обильнее советская власть переименованиями прошлась по Поволжью. Столица Удмуртии Ижевск (не совсем Поволжье, но рядом) в 80-х три года был "генсековским" Устиновым. Камазовские Набережные Челны в 80-е на протяжении 6 лет были Брежневым. Ряд крупных городов по берегам Волги – Ульяновск, Димитровград, Энгельс, Тольятти, так и остались с прежними советскими названиями, хотя попытки вернуть их в "царское русло" перманентно продолжаются. Еще один крупный город Поволжья – Волгоград, окончательно получил свое название в 1961 году, хотя всему миру он известен как место, где произошла крупнейшая битва в истории человечества – Сталинградское сражение. Характерно, что до 1925 года город носил "реакционное" название Царицын.

На Урале среди крупных городов под переименование попал только Екатеринбург, бывший с 1924 по 1991 год Свердловском. К слову, здесь переименование было достаточно болезненным, так как город несколько поколений успело вырастить свердловчан, да и лучшее, что было построено в городе, возведено было именно при советской власти. Впрочем, область таки осталась Свердловской. Упомянуть можно еще об одном городе края – Перми, которая с 1940 по 1957 год носила название Молотов. Однако хрущевская десталинизация вернула городу прежнее историческое название.

На Кавказе даже в советские времена переименованием особо не занимались. В крайнем случае, просто депортировали ненужные народы, но названия оставляли прежние. Исключение составила только столица Северной Осетии – Владикавказ, носивший до 1990 года имя Орджоникидзе (а в сталинские времена было еще более чудное название – Дзауджикау). Ряду городов, например, Махачкале, при большевиках дали этнические название (при царской России столица современного Дагестана называлась Петровское). В остальном же, сюда заходили весьма осторожно.

Сибирь и Дальний Восток переименований практически не коснулись. В далеком 1934-ом как переименовали Верхнеудинск в Улан-Удэ, так и оставили столицу Бурятии в покое. А город, вроде Комсомольска-на-Амуре (город Юности) были основаны при советской власти, и по своему праву носит это название. Ну и, наконец, крайняя западная точка России – Калининград, оставляет за собой название сугубо по политическим мотивам. Хотя ряд мэров Калининграда неоднократно высказывались о возвращении городу названия Кенигсберг.

Украина

В отличие от Белоруссии и Прибалтики, где все осталось "на своих местах" (хотя правды ради стоит отметить, что волна переименований в советские времена наших северных соседей особо не коснулась), у нас чехарда с названиями происходила разве чуть в меньшей степени, чем в России. Досталось в основном восточной Украине, где партийно-именные названия до недавнего времени покрывали карту республики.

Самым крупным переименованием Украины является Мариуполь, который полвека был Ждановым. Из областных центров переименовали только Луганск, ранее бывший Ворошиловградом. Хотя еще в советские времена Донецк долгое время носил имя Сталино. В более "свидомую" Украину большевики старались не заходить, а если что-то и переименовывали, то делали это так, чтобы местные максимально это восприняли. Так произошло, например, с областным центром – Ивано-Фрнковском, который до 1962 года носил азвание Станислав. Советский Союз давно распался, а город по-прежнему носит советское переименование.

Ряд городов после распада Союза также остались нетронутыми. И если с Днепропетровском все понятно – название вполне компромиссное ("Петровск" от царского остался, а к Екатеринославлю возвращаться как-то не с руки), то с Кировоградом ситуация остается почти такой же, как и с российским Кировым. Партийный ленинградский деятель никогда не был в Кировоградской области, а ведь в 30-е город еще успел побывать и Зиновьевском. И вроде бы и мозолит в центре Украины особо сознательным украинцам советско-партийное название областного центра, вот только историческое название города – Елисаветград, для "свидомых" является еще более неприемлемым.

Закавказье

В республиках Закавказья можно отметить два относительно крупных переименования. В Армении откровенно заполитизированный Ленинакан получил название Гюмри (хотя при царской России город носил название Александрополь). А в соседнем Азербайджане Кировабад (вообще, можно атлас отдельный составлять – "Города имени товарища Кирова, в которых товарища Кирова никогда не было") был переименован в Гянджа. В остальном же произошло семантическое изменение названий городов на более "национально-патриотические". Например, при Союзе был Сумгаит, а теперь стал Сумгайыт. И в таком духе, вплоть до аулов.

Казахстан и Средняя Азия

А вот здесь власти развернулись на полную катушку. Пожалуй, быстрее будет перечислить города, которые оставили прежние названия. В Казахстане произошло чуть ли не повальное переименование бывших областных центров на новые "этнические" названия. Бывший Гурьев стал Атырау, Шевченко – Актау, Джамбул - Тараз. Новая столица Казахстана – Астана, возникла на месте бывшего областного центра – Целинограда. Наконец, большинство городов стали писаться теперь "по-казахски" - Актюбинск превратился в Актобе, Джезказган в Жезказган, Кзыл-Орда в Кызылорду, Алма-Ата (бывшая столица республики) в Алмааты, Кокчетав стал Кокшетау. По сути, лингвистических преобразований не коснулись только северных регионов страны, где доля русского населения пока еще превышает казахское.

Значительных географических изменений претерпели и среднеазиатские республики. Из наиболее существенных можно отметить переименование столицы Киргизии из Фрунзе в Бишкек. А областной центр Пржевальск превратился в Каракош. В Таджикистане второй по величине город Ленинабад стал Худжандом. В Туркмении на месте русифицированного Красноводска появился Туркменбаши. Несколько удивительно, что и вполне себе туркменский по топониму Чарджоу тоже переименовали в Туркменабад. Зато практически ничего не изменилось в Узбекистане, так как и при Союзе там было все достаточно взвешенно узбекским.

И это мы коснулись наиболее крупных городов бывшего Союза. В целом же, истерические тенденции к тотальным переименованием всего, что только можно на просторах СНГ остаются по сей день актуальными. И занимаются этим обычно неудачники. Люди, которые писали историю, обычно создавали новые города и новые улицы. Те же, кто не способны созидать, умеют только переименовывать.