У Эрдогана в рукаве туз, способный изменить сирийский конфликт - Business Insider
В настоящее время Россия зависит от беспрепятственного доступа к Босфорскому проливу, предоставляемого ей согласно конвенции Монтрё. Через них она производит поставки в Сирию из своей военно-морской базы в Новороссийске в сирийские порты в Тартусе и Латакии. Но, согласно статье 21 той же конвенции, в случае военной угрозы Турция может перекрыть проливы, оставив сирийского диктатора Башара Асада и российские войска в Сирии без снабжения.
Как пишет деловое издание Business Insider, после уничтожения Турцией российского Су-24 на прошлой неделе, Россия не подает никаких признаков ослабления военных операций в районе турецко-сирийской границы. До этого инцидента, Москва игнорировала призывы Анкары "немедленно" положить конец авиаударам по туркменским повстанцам, находящимся у границы.
Кульминация этой напряженности и вылилась в решение Турции сбить российский бомбардировщик, который наносил удары по отрядам Лива аль-Джабаль Туркман – этнической туркменской группировки, пользующейся поддержкой Турции.
Читайте: В НАТО оценили вероятность того, что Турция закроет Босфор для россиян
Россия настаивала на том, что самолет бомбил "террористов" в регионе. Обжогшись в результате этого инцидента, Россия развернула передовые системы ПВО и стала оснащать все Су-24 ракетами воздух-воздух. Российские военные самолеты продолжили наносить авиаудары по туркменским повстанцам, и турецким гуманитарным конвоям.
Эти провокационные шаги, очевидно, имеют своей целью удержать Турцию от сбивания российских самолетов в будущем. Но в финансовых и геополитических интересах России - оставить свое возмездие асимметричным. В частности, бомбить поддерживаемые Турцией группы повстанцев в Сирии, воздерживаясь от прямых столкновений с турецкими военными.
Асимметрично или нет, Турция может воспринять наращивание военной мощи России у турецко-сирийской границы как серьезную угрозу и задействовать свой самый ценный козырь – проливы.
Проливы, состоящие из Дарданелл, Мраморного моря и Босфора, представляют собой серию турецких водных путей, соединяющих Эгейское море и Средиземноморье с Черным морем.
Турция, которая, согласно конвенции Монтрё от 1936 года, имеет полный контроль над Босфором и Дарданеллами, действует в качестве хранителя проливов и регулирует прохождение по нему кораблей, принадлежащих черноморским государствам.
Без возможности прохода через эти проливы, о "Сирийском Экспрессе" придется забыть / Google Maps
Исторически российские корабли пользуются неограниченным доступом к Средиземному морю через проливы. Однако, согласно конвенции Монтрё, Турция может законно запретить российским военным судам прохождение через проливы при двух условиях: если он находится в состоянии войны с Россией, или если считает, что находится "под непосредственной военной угрозой".
Читайте: "Война миров": Портников объяснил, почему конфликт России и Турции чреват катастрофой
"Даже в эти напряженные времена маловероятно, что Турция пойдет на закрытие проливов", - считатет Аарон Штайн, эксперт по турецким вопросам, научный сотрудник Атлантического совета.
"Я думаю, что этот сценарий будет реализован только в ситуации типа Второй мировой войны, - пояснил Штейн. - Турция будет держать проливы открытыми, следуя конвенции и своей исторической практике".
Но, на фоне эскалации военного присутствия России у южной границы Турции, в соответствии со статьей 21 конвенции Монтрё, у Анкары есть законное право при угрозе войны обрезать одну из наиболее важных российских логистических линий для обеспечения операций в Сирии.
Турция уже дала понять, что готова предпринять некоторые шаги возмездия с проливами. Леонид Бершидский во вторник сообщил, что Турция "заставляет российские грузовые суда часами ждать разрешения на проход через Босфор".
То, что Россия по-прежнему наносит удары по туркменским деревням и группам повстанцев на турецко-сирийской границе, несмотря на требования Турции прекратить такие действия, теоретически может быть достаточно, чтобы Турция могла сослаться на статью 21.
"Именно удары по этим туркменским группам, поселениям и конвоям заставили Турцию вызвать российского посла и потребовать прекращения авиаударов. Менее чем через неделю после этого Турция сбила российский самолет", - заявило частное разведывательное агентство Soufan Group в понедельник.
Читайте: Путин - фантастический врун
В то время как Россия хочет ослабить туркменских повстанцев, чтобы предотвратить их возвращение в Центральную Азию, а заодно и ослабить давление на силы президента Сирии Башара аль-Асада, президент Турции Эрдоган в равной, если не большей степени заинтересован в продолжительном благополучии сирийских туркмен. Трудно переоценить важность этого вопроса для турецкого правительства.
Также трудно переоценить важность турецких проливов для продолжения военной кампании России в Сирии.
"Так называемый Сирийский Экспресс – поставки грузов вереницей Российских десантных и вспомогательных кораблей, жизненно важны для армейской группировки РФ в Сирии", - написал Цем Деврим Яйлали, турецкий военно-морской аналитик, в своем блоге в минувшие выходные.
"Если Россия по какой-либо причине не сможет отправлять свои суда через турецкие проливы, российские солдаты, развернутые в Сирии, окажутся в положении армии генерала Паулюса, окруженного под Сталинградом", - продолжил он. Считается, что для немцев его поражение стало поворотным пунктом в войне, закончившейся в 1945 году.
Яйлали подразумевает, что российские и поддерживаемые Россией войска Асада в Сирии может постигнуть та же участь. Учитывая количество российского оружия и снаряжения, отправленного в Сирию с того момента, как в 2011 году в стране разразилась война, этот прогноз отнюдь не безоснователен.
Читайте: Эксперт: Турция может закончить кремлевскую авантюру в Сирии
Борис Зильберман, эксперт по России из Фонда защиты демократий, отметил, что сохранение доступа к проливам, и, как следствие, Сирии, а также избегание крупномасштабного конфликта с НАТО, скорее всего, были основными причинами решения Путина ограничить свое "возмездие" асимметричными мерами.
Однако эксперт добавил, что российско-турецкие отношения – это пороховая бочка, и столкновение между Путиным и Эрдоганом может легко выйти из-под контроля, хотя это не выгодно ни для Москвы, ни для Анкары.
Ранее "Обозреватель" писал, что российское судно в Дарданеллах столкнулось с "препятствием".