Украинские тюрьмы жестоки и бесчеловечны. В них пытают, насилуют и убивают людей. В украинских тюрьмах личность не саморазвивается, а напротив, превращается в угрюмое зашарканное животное. Это если коротко и правдиво об отечественной пенитенциарной системе. Однако эти же слова можно сказать практически о любой другой стране мира с теми или другими оговорками. Да, существуют страны с почти идеальными зонами, где заключение больше напоминает оздоровительный лагерь. Такие тюрьмы находятся в Скандинавии, но это редкий островок гуманизма, который к тому же в последнее время дает существенный сбой (ситуация с невероятно мягким заточением убийцы десятков подростков Брейвиком служит тому ярим примером).
Однако мало кто распространяется на Западе о том, что, например, в парижской тюрьме Ла Сент ежегодно «самоубийством» (как на самом деле происходит, знает только администрация тюрьмы) кончают несколько десятков заключенных. А в нью-йоркской тюрьме Рикерс Исланд ежегодно происходит около 50 столкновений заключенных с администрацией. И это примеры из стран, где существует гражданское общество, и хоть какую-то информацию можно вынести за стены зоны. В странах «попроще» (в той же Турции, например) вакханалия, садизм и коррупция существуют на таком диком уровне, что украинские колонии будут казаться на этом фоне «закрытыми поселениями».
Что касается рейтинга мировых тюрем, то его изначально следует поделить на две категории. Те, что «у них», и те, что «у нас». У западного обывателя известная тюрьма ассоциируется с налетом легендарного романтизма. Это такая себе разновидность «Побега из Шоушенка», только с реально существующими персонажами. Большинство из них давно превратились в доходные музеи. При этом места, где по-настоящему пытают и убивают людей, западного обывателя не интересуют. Потому что люди там «мелкие», без эпического размаха и душещипательных экивоков. В таком ключе на Западе можно выделить следующие тюрьмы:
Алькатрас. Островная федеральная тюрьма неподалеку от Сан-Франциско. Тюрьма известна в первую очередь тем, что именно в ее стенах держали гангстера №1 Штатов Аль Капоне. Тюрьму закрыли в 1963 году, и сегодня это достаточно популярный музей Калифорнии.
Роббен. Еще одна островная тюрьма недалеко от Кейптауна. Контора работала до 1991 года, и известна тем, что в ней содержался первый чернокожий президент ЮАР Нельсон Мандела. Со своим избранием Нельсон превратил Роббен в музей.
Тауэр. Это уже даже не музей, а легенда Британии. Кто там только не сидел. Король Франции Иоанн II, король Шотландии Яков I, основатель Пенсильвании Уильям Пенн, жена английского короля Анна Болейн, участник «Порохового заговора» Гай Фокс и даже немецкие шпионы времен Второй мировой войны. Тауэр давно уже превратился в музей с мировым именем, но кто знает, как история этой башни повернется в следующий раз. За последние 900 лет случалось всякое.
Гуантанамо. А вот это, пожалуй, самая уникальная тюрьма в мире. Формально это даже и не американская тюрьма, а некая «бессрочная» военно-морская база США, находящаяся на Кубе, за которую Штаты вообще не платят никакой аренды (говоря простым языком, оккупационная зона). Правовой юрисдикции США тюрьма также не подчиняется. А потому здесь применимы пытки и издевательства, которые даже в диких странах (вроде Украины) принято маскировать. Что интересно, тюрьму не смог закрыть даже главный гуманист всех чернокожих и геев – Барак Обама. Указ о расформировании тюрьмы Барак Обама подписал на второй день после своего избрания президентом США, но его до сих пор не выполнили. Потому что она нужна Штатам также, как арабским террористам тротил и Коран.
Абу-Грейб. Еще одна известнейшая (не музейная) тюрьма современности. Здесь пытали иракцев во времена Саддама Хусейна, но что характерно, с приходом американцев особо ничего не изменилось. Имя «Абу-Грейб» со времен американской оккупации стало нарицательным, и чтобы не свозить террористов в далекое Гуантанамо, их стали пытать и убивать (по-путински, «мочить») именно здесь.
Зоны соседей
Особенность тюрем наших восточных соседей почти такая же как и у нас (не даром, с одного государства вышли) – зоны не имеют приставок «экс». Пожалуй, за исключением Соловков, в России все действует и работает без перерыва. Да и Соловецкий монастырь стал «архитектурным памятником» только на том основании, что до ГУЛАГовских времен здесь уже стояли завидных размеров церковные постройки. Во всем остальном Россия продолжает оставаться действующей зоной.
Владимирский централ. Формально, «одна из» тюрем необъятной России, но благодаря нетленке Михаила Круга именно этот следственный изолятор Владимирской области стал самым идентифицируемым в РФ. В тюрьме содержат особо опасных преступников, а среди «звезд» можно выделить таких заключенных, как Михаил Фрунзе, Фрэнсис Пауэрс (американский летчик времен «холодной войны»), Павел Судоплатов и Василий Сталин (сын «того самого»).
Кресты. Один из самых крупных СИЗО в России и самый крупный в Санкт-Петербурге. В 90-е здесь «обитало» до 12-15 тыс. заключенных, при лимите в 1700 человек. Однако с «Крестами» в середине нулевых произошел интересный случай – учитывая центральное расположение тюрьмы в городе, где недвижимость оценивается даже выше, чем в Киеве, тюрьму… продали. При этом, продали прямо с заключенными. Формально люди находящиеся по сей день в «Крестах» сидят уже на территории частной собственности. Окончательное переселение заключенных из тюрьмы намечено на 2013 год.
Черный дельфин. А вот это уже самая суровая колония на территории РФ (Качановская колония на ее фоне может казаться курортом). Здесь содержатся заключенные приговоренные к пожизненному сроку, а потому и режим здесь соответствующий. «Черный дельфин» - это настоящий ботанический сад серийных убийц России. Среди этой же публики содержатся и кавказские террористы.
Матросская тишина. Главный следственный изолятор Москвы. Тюрьма здесь была образована еще во второй половине XIX века, но нарицательную популярность она получила уже в советские времена. Среди клиентов, здесь в разное время содержались киллер Александр Солоник, аферист Сергей Мавроди, адвокат Сергей Магнитский, бизнесмен Михаил Ходорковский, актер Игорь Петренко и многие другие.
Бутырка. Формально Бутырская тюрьма является следственным изолятором №2 в Москве (после «Матросской тишины»), но по количеству заключенных она на первом месте. Среди парадоксов тюрьмы – заключенные находятся не абы где, а в охраняемом государством памятнике истории и архитектуры. Т.е., разрушать и гадить в СИЗО им формально запрещено. А если перечислять поименно, кто здесь в разное время сидел из «звезд», то можно будет составлять краткий справочник по истории России. Здесь «тусили» Емельян Пугачев, Николай Шмидт, Владимир Маяковский, Феликс Дзержинский, Осип Мандельштам, Сергей Королев, Александр Солженицын, Жанна Агузарова…
Вряд ли тюрьма делает человека «сильнее», «крепче» и «мудрее». Да и не нужно забывать, что на зону люди в большинстве случаев попадают не по причине «заступился за девушку». Но осуждать оступившихся не стоит. Потому что живем в Украине.