Грязные деньги: на что живут террористы ИГИЛ. Опубликована инфографика
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Так называемое Исламское государство - богатейшая террористическая организация в истории, которая сумела обеспечить себе финансовую независимость. Его состояние оценивается в 2,26 триллиона евро, а бюджет 2015 года составляет 2,6 миллиардов.
Как передает Le Figaro, на данный момент ИГИЛ контролирует территории в Сирии и Ираке, по площади сопоставимыми с Великобританией или половиной Франции. Эти земли богаты ресурсами, такими как нефть, газ, фосфаты, пшеница и ячмень. Там проживает 10 миллионов человек, которые облагаются налогами во всех сферах деятельности (промышленность, торговля, банки).
В отличие от "Аль-Каиды", ИГИЛ - финансово независимая организация, ресурсы которой пополняются в основном за счет спонсоров.
Читайте: Разведка рассказала, насколько ИГИЛ опасен для Украины
По данным, предоставленным экспертом по финансированию терроризма, президентом Аналитического центра по терроризму Жаном-Шарлем Бризаром, ИГИЛ располагает фондами в 2,26 трлн евро и имеет бюджет около 2,5 млрд евро. За счет этих денег проводятся военные операции, покупка вооружения, выдается оклад 30 тыс. бойцам (приблизительно по 300 долларов в месяц), производятся выплаты пенсий семьям погибших боевиков, содержатся военные базы, осуществляется администрирование вновь оккупированных территорий, создание пропагандистских роликов в стиле Голливуда, "перевоспитание" учителей для открытия новых школ, а также наем инженеров и других специалистов для запуска выработок нефти и газа. Но этого недостаточно, чтобы создать "нормальную" экономическую систему с социальной защитой и общественными службами. А именно это является целью ИГИЛ.
16 ноября Большая двадцатка призвала своих членов "усилить борьбу с финансированием терроризма", и одних военных операций не будет достаточно, поскольку ИГИЛ значительно разнообразил свою ресурсную базу.
Состояние ИГИЛ, по оценкам Жана-Шарля Бризара, составляет 2,26 трлн долларов. Это стоимость имущества организации, такого как нефтегазовый комплекс, фосфатные шахты, сельскохозяйственные угодья, культурные объекты, находящиеся на территории так называемого Исламского государства. И эта сумма только увеличивается. В прошлом году состояние ИГИЛ оценивалось в 2 трлн долларов. Это связано с завоеваниями новых территорий за год.
Читайте: У Порошенко прокомментировали информацию о поставках Украиной оружия ИГИЛ
"Исламское государство", будучи организацией и террористической, и государственной, имеет доходы как в результате обычной, так и преступной деятельности. Сложно говорить о точных и проверенных цифрах, поскольку "Исламское государство" не публикует свои "официальные счета", но многочисленные исследования по финансированию ИГИЛ дают возможность оценить, что их доходы от нефти, газа и прочих природных ресурсов уменьшились, в то время как доходы от налогов и конфискаций увеличились.
(Прим. Extorsions - налоги и конфискации, Pétrole - нефть, Gaz - газ, Phosphate - фосфаты, Blé/Orge - пшеница/ячмень, Rançons - выкуп (за заложников), Ciment - цемент, Donations - пожертвования (денежные переводы), Trafic d'art - продажа предметов искусства, Coton - хлопок)
По данным Жана-Шарля Бризара, около 60% доходов "Исламского государства" в 2015 году связано с природными ресурсами, добываемыми на территории (только 24% от нефти), в то время как почти 40% доходов (против 16% в 2014 году) имеют криминальное происхождение.
Нефть приносит только четверть дохода ИГИЛ
Доходы от нефти, как ожидается, достигнут приблизительно $600 млн в 2015 году. Они резко упали по сравнению с предыдущими оценками в октябре 2014-го (более миллиарда долларов дохода). Во-первых, потому, что в текущем году цены на нефть резко снизились (с около $100 за баррель в 2014 году до менее чем $50 в настоящее время).
Нефть продавалась в 2014 году по цене около $ 100 за баррель, а в настоящее время продается менее чем по $50. "Исламское государство" продавало свою нефть около 25 долларов за баррель, теперь они получают только по $15", - рассказал Жан-Шарль Бризар . Во-вторых, потому что западная коалиция провела ряд воздушных атак с августа 2014 года, специально нацеленных на заводы, трубопроводы и транспортные развязки.
По результатам обширного обследования в Financial Times, опубликованного в октябре прошлого года, доходы от нефти приносят ИГИЛ около $1,5 млн в день, или около $550 млн в год, при производстве около 40 000 баррелей в день. Эти цифры сообщили трейдеры и инженеры на месте.
ИГИЛ производит бензин для собственных нужд, а также, не смотря на эмбарго, продает его в остальной Сирии и Ираке, поскольку границы там не являются достаточно надежными.
Резкое повышение налогов и масштабов конфискаций
Чтобы компенсировать снижения доходов от природных ресурсов, "Исламское государство" значительно увеличило свои налоги. Поборы в настоящее время представляют собой крупнейшую статью дохода для ИГИЛ. Налогом облагается всё: все потребительские товары, телекоммуникации, процесс снятия наличных, есть налог в 5% на все зарплаты за так называемую социальную защиту. Взимается плата в $200 на дороге к северу Ирака, $800 требуется за все грузовые автомобили, которые путешествуют по дорогам в Иорданию, Иран, Курдистан и Турцию. Не говоря уже о налоге на разграбление археологических памятников (20%), налог на "защиту" для не-мусульман (называется "джизья"), которые оставляют восточных христиан, езидов и иракских шиитов без гроша в кармане. Возможно, в ближайшее время будет развиваться "налоговая защита" бизнеса, как это было в течение многих лет в Колумбии с РВСК.
ИГИЛ также установили налог в размере 50% от доходов государственных служащих - их по-прежнему 50 000, работающих в подконтрольных зонах, которые получают 250 миллионов евро.
Помимо налогов, имеют место огромные объемы конфискации. Забирают все, оставленное беженцами: дома, мебель, земли. Также имущества лишаются нарушающие правила ИГИЛ.
Антиквариат, сигареты, наркотики, органы, люди: разносторонний незаконный оборот
ИГИЛ также "принимает участие в контрабанде сигарет, наркотиков, производстве поддельных документов", говорит Луиза Шелли, профессор Университета Джорджа Мейсона (Вирджиния), эксперт по терроризму. ИГИЛ держит незаконный рынок каптагона. Это синтетический наркотик, который является своего рода амфетамином, повышающим силу и притупляющим чувство страха. "Исламское государство" также расположено в самом сердце торговли оружием в регионе.
Кроме того, ИГИЛ практикуют торговлю людьми. Иракский новостной сайт опубликовал тарифную сетку продажи пойманных христиан и езидов: ребенок в возрасте до 10 лет "стоит" 200 000 динаров (138 евро); молодая женщина под двадцать - 100 000 динаров (104 евро); тридцать - 75 000 динаров (52 евро); в возрасте около сорока - 50 000 динаров (35 евро). "Исламское государство", наконец, занимается торговлей человеческими органами. Их получают из тел тяжело раненых на территории, заключенных, казненных заложников и своих солдат.
Похищения с целью получения выкупа: около 100 млн евро за год (4% общего бюджета)
Практика террора является основой стратегии ИГИЛ, которые продолжают практиковать похищения с целью получения выкупа, начиная от нескольких тысяч долларов за езидов, до нескольких миллионов евро за иностранных заложников. Эрик Дэнесэ, директор научно-исследовательского центра Франции по разведке (CF2R) говорит: "В 95% случаев Франция соглашалась платить".
Пожертвования (спонсорские деньги) составляют только около 2% бюджета ИГИЛ.
Это сильная сторона ИГИЛ, который не зависит от государственных и частных спонсоров из стран Персидского залива, особенно Саудовской Аравии и Катара. Исламское государство также получает средства за счет помощи фондов, через Интернет.
Надзор за финансовым сектором
Несмотря на санкции и надзор финансовых организаций международной коалиции, ИГИЛ удалось заполучить контроль в финансовом секторе. В июне 2014 года, когда ИГИЛ взял Мосул, второй по величине город Ирака, террористическая группа взяла под контроль несколько частных и государственных банков, в том числе филиал Центрального банка Ирака. Затем, по словам губернатора провинции Ниневия, они украли сумму, эквивалентную $425 млн наличными. С сирийской стороны банковская система тоже находится под контролем террористов. "Исламское государство" контролирует около 140 филиалов банка. Большинство из них закрыты, но из тех, что работают, около 10-20%, не совершают международные операции . "Это депозитные банки", - говорит Жан-Шарль Бризар. С введением эмбарго, ИГИЛ создала сеть "обменников", где сделки осуществляются из рук в руки по принципам черного рынка.
ИГИЛ как организация с четкой структурой
ИГИЛ возглавляет Абу Бакра аль-Багдади. Он назначил семь министров, в том числе финансов, которого зовут Абу Слах. Последний осуществляет надзор за местными эмирами и вождями на подконтрольных территориях. Система отличается высокой степенью децентрализации.