УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Заставляли выбирать, кто умрет первым: украинец рассказал о зверствах оккупантов

7 минут
16,2 т.
Заставляли выбирать, кто умрет первым: украинец рассказал о зверствах оккупантов

21-летний Максим Дидык из села Новый Быков на Черниговщине в течение двух недель вместе с двумя десятками гражданских провел в плену у российских оккупантов. Над людьми рашисты издевались, они также устраивали казни заложников.

При этом других насильно удерживаемых в плену украинцев вынуждали выбирать, кого рашисты будут казнить следующим. О преступлениях оккупантов на Черниговщине Дидык и другие пленники рассказали журналистам The Wall Street Journal.

Российские оккупанты задержали 21-летнего жителя Нового Быкова Максима Дидика 19 марта, когда он вместе с другом занимался по хозяйству: кормил свиней и доил коров. Они уже возвращались, когда их задержали военные, заподозрившие парней в передаче информации о расположении позиций оккупантов украинским военным.

Рашисты взялись обыскивать и допрашивать молодых людей, искали в телефонах фотографии, а также заставили раздеться, чтобы осмотреть на предмет татуировок.

Ничего компроментирующего у обоих украинцев рашисты не нашли, но затащили в подвал одного из домов и там жестоко избили прикладами винтовок. Они угрожали Дидыку размозжить коленные чашечки молотом и заклеймить раскаленным железом. По словам его друга, Максима жестоко избили, особенно много ударов оккупанты наносили по ребрам.

Подвал сельского клуба, который российские солдаты использовали в качестве своей командной базы.

"Испытания Дидыка перекликаются с испытаниями многих украинцев в первые недели после вторжения России. Атакованные беспилотниками и попадающие в засады украинцев, российские патрули начали допрашивать мирных жителей, убежденные, что многие из них фотографируют их позиции или передают другую информацию о своих формированиях украинским вооруженным силам. Некоторые из тех, кто попался в сети, проводили дни или недели, не зная, будут ли они жить. Некоторые не вернулись до сих пор", - пишет издание.

Дидык рассказал, что в течение следующих трех суток их удерживали в подвале. После - одели на голову рюкзак, примотав его к шее скотчем и усадили в машину. Пока работал мотор, украинец про себя считал секунды, чтобы хотя бы примерно ориентироватся, куда его везут.

Но проехали они не долго. Их высадили из машины в месте, где уже были другие задержанные. С завязанными глазами Дидыка и его друга отвели в здание котельной. Там к батарее были прикованы цепями двое украинских военнослужащих.

"Дидык сказал, что русские втолкнули его и его друга внутрь и затолкали в небольшое хранилище под полом, сказал он, вместе с третьим человеком: Александром Игнатовым, которого несколько лет назад сбила машина и который страдал хронической потерей памяти", - пишет издание.

Котельная, где удерживали Дидыка
Подвал, в котором содержались некоторые заложники.

Игнатова, как выяснилось, рашисты задержали после того, как он несколько раз приходил к их блокпосту с вопросом о том, что происходит. В плену человека, страдающего от потери памяти, по словам Дидыка, оккупанты избивали, разбивали о его голову бутылки и смеялись при этом.

Спустя несколько дней украинских солдат из котельной куда-то увезли, вместо них привозили новых мирных заложников, среди которых был 65-летний Николай из Нового Быкова. Его и других сельчан допрашивали в здании сельской школы, а после развезли по нескольких пыточных.

У рашистов, говорят пленники, не было опознавательных знаков кроме белых повязок на руках и ногах. Но прокуратура Черниговской области Украины установила, что в Новом Быкове находились три российских подразделения: 21-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада, 15-я отдельная гвардейская мотострелковая Александрийская бригада и 37-я гвардейская мотострелковая бригада. Украинская прокуратура уже возбудила против них дела о военных преступлениях за задержания, убийства и исчезновения граждан Украины.

Центральная улица в Новом Быкове.

"Николай боялся присоединиться к остальным в тесном подвале, заполненном одеялами, испачканными кровью и человеческими экскрементами. Он сразу же почувствовал сильное чувство клаустрофобии и попросил российских солдат застрелить его, вспоминает он. "Не волнуйтесь, мы еще найдем время, чтобы вас пристрелить", — вспомнил Николай, как сказал один из русских, прежде чем они закрыли люк над собой, погрузив крошечное пространство во тьму", - цитирует издание воспоминания 65-летнего узника рашистов.

Спустя еще несколько дней в котельную привезли 25-летнюю учительницу математики Викторию Андрюшу. Она рассказала, что сообщала другу-украинскому военному о передвижениях российской техники. Идентифицировать виды техники ей помог отец.

"25 марта, по словам отца Андруши, около 15 российских солдат ворвались в дом, чтобы найти ее. Они отвели ее наверх, где обыскали ее телефон, и она призналась, что отправляла информацию украинским силам. По словам Дидыка, госпожа Андруша была вся в синяках, когда пришла в котельную. Она также упрекнула их похитителей за вторжение в Украину, вспоминает Николай. "У нее не было проблем с тем, чтобы назвать их оккупантами. Она спросила, зачем они пришли сюда, чтобы разрушить нашу мирную жизнь", — сказал он, восхищаясь ее мужеством. "Вы бы видели лица русских", - цитирует издание рассказы очевидцев.

После того, как молодая украинка проявила такое мужество, над ней больше не издевались. Но через несколько дней, 27 марта, Викторию куда-то забрали.

С тех пор родные не знают ничего о ее судьбе. По некоторым данным, она содержится в тюрьме в Курской области. Отец храброй украинки считает, что ее могли забрать для обмена пленными.

Фото Максима с любимой девушкой на стене в его доме

Чем большие потери несли оккупанты, чем сильнее теснили их украинские войска - тем больше издевались рашисты над мирными заложниками. Их жестоко избивали ежедневно. Ухудшились также условия содержания.

В конце марта один из оккупантов сказал украинцам в котельной, что их скоро освободят. Но стало только хуже.

"На следующее утро русский солдат открыл дверь в котельную в 8:30 утра, раньше обычного. По словам г-на Дидыка и Николая, он выглядел пьяным и сказал задержанным, что ему нужны тела. Он подошел к пожилому человеку, которого заключенные помнили как Михайло Ивашко. "Ты готов?" — спросил солдат у мужчины, — рассказал Дидык. "Нет", — сказал мужчина. Российский солдат дал ему рюмку водки и снова спросил: "Ты готов?". "Нет", — снова сказал мужчина. Русский сказал ему посидеть и немного подумать, а потом вышел и пошел на край ближайшей дороги покурить. Через несколько минут он вернулся, и старик сказал, что готов", - пишет издание.

Через несколько секунд после того, как рашист вывел мужчину из помещения, оставшиеся внутри украинцы услышали выстрел.

"Русский вернулся и спросил, не согласится ли кто-нибудь стать следующим. "Нам нужно восемь тел", — повторил он", - цитируют воспоминания Николая журналисты.

Дидыку оккупант предложил выбрать среди заложников тех, кто будет расстрелян.

Дидык в котельной

"Дидык сказал, что отказался, и сказал военнослужащему, что он не сможет жить после такого. Вместо этого, по словам Дидыка, он вызвался быть следующим. Российский солдат грубо вытащил Дидыка из котельной, вспоминает он, молча подвел его к краю близлежащего кладбища и велел встать на колени. Дидык сказал, что он сделал, как ему сказали, и ждал. Раздался выстрел, и пуля прошла мимо его уха и ударилась о землю перед ним. Он сказал, что молча стоял на коленях", - пишет издание

После этого солдат выбрал нескольких заключенных для расстрела, рассказали Дидык и Николай, в то время как другие вызвались добровольцами — каждому дали по рюмке водки, прежде чем их увели.

В ту ночь 12 заключенных оставили в котельной, где они съели небольшую порцию гречневой каши.

На следующее утро русский солдат вернулся в 5:30 утра и сказал, что он и его товарищи уходят. Дидык и Николай сказали, что солдат приказал заключенным оставаться на месте некоторое время и быть осторожными, когда они выйдут. Они прислушивались к тому, чтобы двигатели солдат завелись и исчезли вдали.

Менее чем через час мужчины покинули незапертую котельную. Дидык описал, как они шли к ближайшему кладбищу, где обнаружили еще живых шестерых из тех, кого увели на расстрел. У входа на кладбище они нашли троих мужчин из котельной, лежащих на земле мертвыми, с разбитыми пулями лицами. По словам г-на Дидыка и Николая, одного человека до сих пор не нашли.

Здесь были убиты трое заложников

Родители Максима Дидыка две недели не знали, где их сын и жив ли он.

Ранее OBOZREVATEL сообщал, что на Киевщине обнаружили более 1,3 тыс. тел мирных жителей, убитых оккупантами.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel. Не ведитесь на фейки!