УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Военный эксперт Мельник: друзья Путина по ОДКБ дают заднюю и не хотят садиться в его "Титаник". Интервью

3 минуты
37,9 т.
Военный эксперт Мельник: друзья Путина по ОДКБ дают заднюю и не хотят садиться в его 'Титаник'. Интервью

Глава страны-агрессора России Владимир Путин собрал на заседании ОДКБ президентов Беларуси, Армении, Кыргызстана и Таджикистана, чтобы слепить "жалкое подобие" Варшавского договора. Но все это действо выглядело как похороны, никто из приглашенных глав государств не желал садиться в этот "Титаник" – путинскую Россию – и помогать ей, в частности, вооружением.

Перед лицом успехов украинской армии в войне, развязанной Путиным, "давать заднюю" начал даже его давний сателлит – самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко. Такое мнение в эксклюзивном интервью OBOZREVATEL высказал содиректор программ внешней политики, координатор международных проектов Центра Разумкова, военный эксперт Алексей Мельник.

В чем заключалась цель этого заседания ОДКБ?

– Путин пытается использовать любые возможности для усиления, поскольку у него сейчас действительно большие проблемы не только с имиджем, но и реальным весом на международной арене. Если говорить о военном измерении, ОДКБ остается одним из инструментов, из которого Путин пытается что-то слепить – жалкое подобие Варшавского договора.

Если посмотреть фрагменты видео этого заседания, создается впечатление, что эти люди собрались в доме, где лежит покойник. Какого-то энтузиазма там явно не было.

Что касается самого содержания коммюнике, то оно довольно слабенькое. Та же тема борьбы с фашизмом, памяти жертв и славы героям. Там даже было что-то о том, чтобы осудить тех, кто запрещает символику. Но в самих странах, входящих в ОДКБ, георгиевская лента если и не запрещена, то нежелательна – пытаются ее заменить другими, национальными символами.

Единственное, что могло быть представлено как новые функции или миссия ОДКБ, – это так называемая миротворческая операция на территории Казахстана. Одно из предложений заключалось в том, что ОДКБ должна предложить свои услуги как миротворец под эгидой ООН. Но в Казахстане это была, скорее, не миротворческая, а полицейская операция.

Я не вижу ни перспективы ОДКБ в целом, ни перспектив ее использования в сегодняшней войне в Украине.

Там прозвучала и фраза: "ОДКБ укрепила потенциал для противодействия внешним угрозам". Согласитесь, эта фраза настораживает. Какова вероятность того, что Путин получит хоть какую-нибудь военную помощь от Армении, Казахстана, Киргизии или Таджикистана?

– Это совместное коммюнике. Каждая из сторон пытается добавить туда что-нибудь свое. Конечно, эта фраза о мире и стабильности в регионе. Но какой это регион? Если посмотреть на карту, то все эти страны довольно разбросаны. Да, конечно, есть общие угрозы. Но если посмотреть на Таджикистан, то не думаю, что его сильно волнует расширение НАТО или угроза, которая потенциально может исходить с запада.

Лукашенко сдает в отношениях с Путиным.

Несмотря на "горячую любовь" между Лукашенко и Путиным, по мере развития боевых действий в Украине Лукашенко серьезно корректирует свои позиции. Что касается оказания военной помощи, то он по сути выступил на стороне агрессора, сделал Беларусь стороной конфликта, но при этом через несколько недель после того, как он увидел, что победа под вопросом, начал давать заднюю.

Вы считаете, что так же заднюю будут давать и лидеры других стран, которые были на заседании?

– Ни один из них не захочет садиться на тот "Титаник", которым сейчас является Россия. Это прямой путь к конфликту с Западом. Если нужно выбирать между тем и тем, то даже та же Беларусь делала определенные попытки руками премьера писать примирительное письмо в Евросоюз.

Можно посмотреть, как голосовали другие страны по ключевым вопросам российско-украинской войны, например, в ООН – там явно нет желания садиться на "Титаник".

Относительно оружия – теоретически Россия может одолжить в тех странах кое-что из того, что она продавала в последнее время. Если брать Армению, то там все это происходило под очень долгосрочные кредиты. Теоретически Россия может попытаться выбить из Армении самолеты или танки. Но при этом Армения имеет свой конфликт, Таджикистан имеет угрозу на своей границе с Афганистаном – это все очень чувствительные вопросы для этих стран.

Итак, они, исходя из своих национальных интересов, не могут оказывать военную помощь любой другой стране?

– Эту небольшую группу стран в ОДКБ объединяет преимущественно возможность доить Россию. И это касается не только военного измерения. Но это тот момент, когда Россия хочет что-то вытянуть из них, поэтому, вероятно, они будут отстаивать свои национальные интересы, назовем это так.