Киевлянка Оксана Наталенко оказалась в Новой Зеландии благодаря работе супруга. В 2014-м году ему предложили контракт в далекой стране, и молодая пара решилась на переезд. 30-часовой перелет, 17 тысяч километров от родины... Казалось бы, на краю света вряд все покажется чужим и непонятным. Но благодаря доброжелательному нраву местных жителей (они называют себя "киви") и продуманной системе социальной взаимопомощи украинка чувствовала себя уютно, почти как дома.
Далее публикуем рассказ Оксаны от первого лица.
История переезда
Предложение по работе из Новой Зеландии мой муж получил достаточно неожиданно для нас. Мы долго думали, решаться ли на авантюру, и все-таки рискнули. А потом, за считанные дни до того, как визы были готовы, мы узнали о предстоящем пополнении в семье! Вот так несколько дней перевернули всю нашу жизнь.
Мой супруг - ветеринарный врач и специалист по животноводству. Для него возможность поработать в молочной промышленности Новой Зеландии была очень заманчива с профессиональной точки зрения. Я же решила провести на далеком острове декретный отпуск и до сих пор считаю, что это было прекрасное время для нашей семьи.
Кто в Новой Зеландии живет?
Как и другие протестантские страны, Новая Зеландия предлагает высокий уровень жизни, социальные стандарты и хорошие возможности для людей, которые готовы начинать что-то новое. Конечно, взамен она требует много усилий, настойчивости и готовности работать. Если вам не повезло родиться наследником фермы либо плантации киви в третьем поколении, то для обеспеченной жизни в этой стране придется попахать.
Читайте:
По соседству с Дэниелом Крэйгом: как живется украинке в Англии
Зато если вы найдете себя в этой стране, то она точно будет вас радовать непревзойденными природными красотами, хорошим вином, невероятными закатами на берегу океана.
Местные – или "киви", как они себя сами называют – делятся на две основные группы: коренное население – маори и некоторые схожие племена соседних островов, и "европейские" новозеландцы – в основном выходцы из Великобритании или их дети.
Маори, ведущих аутентичный образ жизни, не осталось (я не говорю о туристических поселениях). Они все урбанизированы, а еще имеют некоторые привилегии – например, в некоторых городах могут пользоваться участками земли бесплатно и строить на них дома. В последнее время государство и общественные организации всячески популяризируют культуру маори, поощряют изучение и употребление родных языков, и это очень стимулирует развитие туризма. Согласитесь, лететь, например, из Украины, 17 000 километров на просто красивый остров и на остров с самобытной культурой – это разные вещи.
Семья маори дома. Фото: Getty
У выходцев из Великобритании присутствует небольшая толика снобизма по отношению ко всем остальным. Их предки пару столетий назад приехали на этот остров и за небольшие деньги купили землю, занялись угольным, деревообрабатывающим промыслом и золотоискательством, а также животноводством. Они до сих пор, через поколения, любят чувствовать эту свою значимость и не всегда готовы принять более многогранный взгляд на историю современной Новой Зеландии.
Читайте:
Самое уютное место в Европе: как живется украинке в Чехии
Хорошим примером является прошлогодний скандал насчет учебной школьной программы. Земельную войну ХIХ века в Новой Зеландии не признали обязательной для изучения в школах, хотя в результате этих столкновений маори и европейских переселенцев погибло почти 3000 человек. Однако сегодня в школах Новой Зеландии рядом могут сидеть потомки маори, которые с оружием защищали свою землю, и европейцев, которые имели свой взгляд на земельное право британской колонии, и общую точку зрения на историю им выработать сложно.
Медицина и мой опыт материнства
Наблюдение беременности и роды в Новой Зеландии стали для меня интересным опытом. Сама система дородового наблюдения более человечна и лишена многих обязательных процедур, которые в Украине проходят будущие мамы.
Акушерки очень много времени посвящают просвещению беременных и поддержке. Любой медицинский работник старается, чтобы общение с ним было комфортно и понятно пациенту. Несколько раз я, по украинской народной традиции, обмолвилась о том, что почитала в интернете про симптомы той или иной болезни, и врачи меня совсем не поняли! Самолечением у них не принято заниматься. В то же время, я привыкла к более легкодоступной диагностике, и ждать осмотр ЛОРа три месяца было грустным сюрпризом.
Впечатлил уровень профессионализма среднего медицинского звена. Всю административную работу, назначения, графики и историю болезней ведет армия медсестер, как и первичные осмотры, взвешивания, манипуляции и так далее. Пациентам не нужно самостоятельно вызванивать, узнавать, запоминать, вычитывать инструкции препаратов и следить за тем, чтоб их родным в больнице не укололи что-то лишнее.
Читайте:
"Здесь все мне улыбаются": как живется украинке на Филиппинах
Врачи же, в свою очередь, сосредоточены только лишь на высококвалифицированных консультациях, анализе состояния пациента и сложных процедурах. Уже вернувшись в Украину, я испытала легкий шок, когда карточку моей дочери в поликлинике заводил и выписывал врач. И это при том, что в допотопной регистратуре мило болтали о погоде целых три регистратора!
Природа
Природа Новой Зеландии поражает, восхищает, иногда пугает, но это - испуг вперемежку с восторгом. Известные новозеландские фьорды потрясающе красивы в начале дождливого периода, когда вода еще насыщенного цвета, а горы вокруг полны зелени всевозможных оттенков. Мы наслаждались пароходной прогулкой по фьорду Милфор Саунд и с удовольствием наблюдали тюленей, лениво загорающих на каменных глыбах вдоль морского залива.
Поскольку Новая Зеландия – островное государство, погода меняется достаточно часто. Это одна из тех стран, в которой, выходя утром из дома в майке, лучше всего в багажник авто бросать резиновые сапоги, свитер, ветровку и зонт. И шлепки с купальником тоже!
Благодаря форме островов – узких и вытянутых с севера на юг – на них помещается несколько климатических зон. Например, путешествуя по Южному острову вниз, можно побывать на отличных морских курортах с теплой водой и мягким песком, заглянуть в непроходимые джунгли, проехаться по степной зоне с ландшафтом ну точь-в-точь как в центральной Украине, исследовать серпантины горных дорог и отдохнуть в знаменитых винодельческих регионах Мальборо и Отаго.
Новая Зеландия очень удобно обустроена для туристов, которые снимают домики на колесах и живут, путешествуя и изучая природу страны. Вдоль основных трасс оборудовано множество туристических стоянок с горячей водой и санузлами, местами для парковки, а в каждом городке есть не только отели, но и мотели, хостелы и кемпинги.
Люди
Мой опыт общения с новозеландцами говорит о том, что они достаточно открытые и доброжелательные люди. Большинство из них, впрочем, достаточно ревностно оберегают границы своего личного пространства, и должно пройти много времени, чтоб из просто знакомых вы стали близкими приятелями.
Читайте:
Страна красивых мужчин и вкусной еды: как живется украинке в Израиле
Поскольку я попала в Новую Зеландию перед рождением первого ребенка и не имела там родных и близких, настоящей опорой стали соседи. Бабушки и мамочки с маленькими детьми, может, и не претендовали на то, чтоб стать моими друзьями, но усердно делали именно то, что делают друзья. Соседка посещала меня с ребенком ровно столько раз и тогда, когда это по новозеландским правилам делает патронажная медсестра. Она рассказывала про своих детей, давала советы, приносила гостинцы и расспрашивала про Украину. Но она не стала завсегдатаем моей кухни и не жаловалась мне бесконечно на свои проблемы, как это принято у нас, а вскоре и вовсе перестала навещать меня без особого повода. Просто моя девочка подросла и я, в понимании этой женщины, уже не нуждалась в такого рода поддержке.
На улицах Окленда. Фото: Getty
Проблема мигрантов в Новой Зеландии, на мой взгляд, отсутствует вовсе. С одной стороны, эта страна очень труднодостижима, потому тут почти нет нелегальных мигрантов. С другой стороны, Новая Зеландия – молодая страна, создана иммигрантами не так уж давно; многие граждане либо сами родились в других странах, либо их родители прибыли из других стран. Так что я бы сказала, что у новозеландцев нет такого ярко выраженного ментального "водораздела" людей на местных и прибывших, как, скажем, в европейских странах с многовековой историей и устоявшимися традициями.
Кстати, до 2006 года тут действовал закон, согласно которому ребенок, рожденный на территории Новой Зеландии, может впоследствии автоматически получить гражданство. Но сейчас это правило распространяется только на тех детей, у которых хотя бы один из родителей - гражданин или резидент (то есть имеет вид на жительство).
Мода
Новозеландцы – люди закаленные, что накладывает отпечаток на их стиль одежды. Вьетнамки и шорты+майка в повседневной жизни, либо легкие туфли и более строгая, но легкая одежда для офисных сотрудников - это на погоду до +10. Если на улице прохладнее, можно накинуть пуховик! Но легкая обувь будет держаться до последнего. В холода новозеландцы могут надевать Kiwi boots - схожие с Ugg ботинки из натуральной овчины, но на более толстой и рельефной подошве, с удобным носком.
Читайте:
Опа гангам стайл: как живется украинке в Южной Корее
В почете комфортная и удобная одежда. В то же время, многие молодые модники страдают от того, что в Новой Зеландии не представлено того разнообразия брендов, как в Америке, Канаде и Европе, и им приходится заказывать одежду онлайн.
Мои личные фавориты из Новой Зеландии - вещи локальных брендов из шерсти мериноса, тончайшего и приятного на ощупь трикотажа. Они не похожи на вязаные вещи, популярные у нас, зато очень элегантные и теплые.
Цены
Жизнь дорогая, цены очень высокие, в частности на продукты и на жилье. Перелет куда угодно стоит дорого. Самый дешевый билет туда и назад в Украину, который мне удавалось найти, стоил 2200 долларов, более удобные перелеты стартовали от 3000 тысяч.
Аренда дома в том регионе, где жили мы (а это совсем не столица и не самые дорогие районы) – от 200 до 300 долларов в неделю. Дом в Окленде невозможно купить менее чем за 800 тысяч долларов. Впрочем, недвижимость тут считается очень выгодной инвестицией, а интерес к ней подогревается популярностью Новой Зеландии у китайцев, которых, как известно, столько, что любое предложение взвинтят спросом.
На еду цены тоже высокие. Курятина - 15 долларов за килограмм, болгарский перец и баклажаны - 2 доллара за штуку. Десяток самых дешевых яиц в магазине в пересчете на наши деньги стоил 75 грн., а килограмм самого доступного твердого сыра - 180 грн. Правда, более вкусного твердого сыра я не пробовала нигде. Необязательно выбирать самый дорогой сыр в супермаркете или идти в специализированный магазин – те несколько видов сыра типа чеддер, которые отличаются жирностью и выдержкой, из обычного супермаркета, будут отличными.
Кофе в городском кафе - 2-3 доллара и выше. Любая выпечка и сладости на мой вкус содержат очень много сахара, потому не так уж легко подобрать более-менее здоровые вкусняшки к своему утреннему кофе.
Читайте:
"Здесь умеют смаковать жизнь": как живется украинке в Испании
Отдельное место в моей памяти до сих пор занимает то нереальное количество отличных стейков и вина к ним, которые всегда есть на обычном новозеландском столе. Там отличное мясо и неплохое вино, которое становится все популярнее в Старом Свете.
Возвращение в Украину
Спустя два года нас снова позвал большой город. Получив интересное предложение работы, муж предложил мне вернуться в Украину, и я радостно согласилась вернуться в родной Киев.
Проживание в Новой Зеландии – один из самых замечательных периодов жизни нашей семьи, и я с удовольствием вспоминаю эту сказочную страну. Это родина моего ребенка, и кто знает, возможно, мы еще туда вернемся.