Не смейте использовать смерть для ненависти к Украине
"О покойниках или хорошо, или ничего", - говорят одни. "Ничего хорошего сказать не могу, поэтому лучше промолчу", - поясняют другие. "Жаль конечно. Но что тут можно сказать? Покойник был порядочной сволочью", - резюмируют третьи и толпа тут же подхватывает: "Ой не говорите. Порядочной. Не то слово - не то слово". Так как же реагировать, когда идеологический противник погиб, стал жертвой несчастного случая? А это вообще нормально - не испытывать ничего, не обливаться слезами, когда трагически уходит из жизни кто-то совсем ценностно чуждый?
Напомним, что в субботу, 5 августа, около 1.30 ночи "Мерседес" с болгарскими номерами, в котором ехала Ирина Бережная и ее 8-летняя дочь, съехал с дороги и врезался в фонарный столб на трассе между городами Масленица и Поседарье в Хорватии.
Ирина Бережная запомнилась украинцам своими нелицеприятными высказываниями об Украине в эфирах российских телеканалов, где она была частой гостьей, - пишет Лариса Волошина для ДС. - Мэр Днепра Борис Филатов по этому поводу написал: "Безусловно, танцевать на костях отвратительно. Но смерть Ирины Бережной, на мой взгляд, раскрыла гораздо более глубокую проблему. А именно - соответствие образа жизни политика его убеждениям и его публичной позиции. Ирина погибла в ЕС, на критике которого она строила свою политическую карьеру", - подчеркнул Филатов.
Читайте:
Бережная получала порции проклятий
Защитники "русского мира" клянут Европу, но отдыхать едут именно туда. Они называют украинцев "кастрюлеголовыми", но преспокойно живут и зарабатывают в Украине. Призывают к "за миру", но делают это в студиях основных телеканалов страны-агрессора. Все это приводит к тому, что реакция украинского общества на их личные трагедии, мягко говоря, неоднозначная. Искренне сочувствуют тому, к кому испытывают уважение. Будь это даже уважение к сильному и принципиальному врагу. То, что огромное число украинских граждан не могут искренне опечалиться смерти пророссийского политика - это не столько об их моральных принципах, сколько о нем. Двуличие - не лучший способ заслужить уважение. Поэтому презрение и безразличие - это как раз здоровая реакция.
Второй момент, который стоит того, чтобы обратить на него внимание, касается нарочитой дегуманизации украинского общества, которое распространяют симпатики "русского мира". Мол, "Посмотрите до чего дошли эти "майдановцы". Они уже не способны перестать радоваться гибели матери, женщины, просто человека!" Нечто похожее происходило после крушения российского военного самолета, летевшего в Сирию с "Доктором Лизой" на борту. Все мы помним кампанию, начавшуюся в российском сегменте Facebook о том, что украинцы поступают низко, радуясь гибели более сотни человек. Хотя вся радость существовала только в воображении российских комментаторов.
Читайте:
"Танцы на костях", или Давайте будем честны
Я не встречала в соцсетях постов, где авторы откровенно бы радовались смерти Ирины Бережной. Скорее, речь о попытках связать смерть с фатумом, высшей справедливостью. Есть попытки пояснить ненавистью к Украине, которую приписывают покойной, отсутствие теперь сочувствия и сострадания к ней. Но никакой радости из разряда "так и надо" в постах, по крайней мере тех, что попались мне на глаза - нет. Так почему же интернет пестрит гневными призывами от бывших членов Партии регионов "прекратить злорадствовать и быть людьми"? А потому, что вокруг гибели Ирины Бережной действительно начинается "спекуляция на крови". Вот только манипулируют как раз не те, кто пытается дать Ирине Бережной и ее политическому пути адекватную оценку, а те, кто, воспользовавшись ее гибелью, теперь стремиться выставить украинцев неадекватными, лишенными сочувствия аморальными чудовищами.
Читайте:
Памяти Бережной: девальвация достоинства
Сочувствие - это умение чувствовать в унисон. Оно предполагает способность к солидаризации с другим человеком, готовность к эмоциональной и моральной близости. Насколько Ирина Бережная нуждалась в близости патриотически настроенной части украинского общества? Возможно, в данном случае срабатывает как раз обратный эффект. Патриотически настроенное украинское общество не может солидаризоваться с той, кто проявлял враждебность к его святыням и ценностям.
В конце мне хотелось бы призвать как раз друзей и товарищей Ирины Бережной: прекратите делать пиар на ее гибели, не смейте использовать ее смерть для того, чтобы лишний раз посеять ненависть к Украине, украинцам, всему украинскому. Вместо того, чтобы мониторить украинские соцсети в поисках недостаточной толерантности к ее смерти, лучше помолчите и подумайте, как ваше жизненное и политическое кредо на сближение с агрессором отзывается на сердцах украинских граждан.
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...