Как в царской России 'торговали евреями'
Через месяц после вступления на престол царя АлександраII в марте 1855 года правительству была передана записка о самой ужасной стороне рекрутчины – узаконенной ловле беспаспортных евреев и сдаче их в солдаты в качестве "пойманников". Записка была подана от имени барона Гинцбурга, писалась его секретарём Эм. Борухом Левиным, и содержит несколько, на мой взгляд, удивительных сюжетов.
К одному еврею, жившему в своей корчме в местечке Подольской губернии, подъехали ночью из соседнего уездного города поимщики беспаспортных. Они легко разобрали одну стену ветхого строения и выкрали десятилетнего мальчика, сына корчмаря, с целью сдать его в рекруты. Когда отец утром обнаружил пропажу ребёнка, он немедленно явился к похитителям и предложил вместо захваченного другого своего сына – на пару лет старше, с доплатой в размере 50 рублей. Торг состоялся и замена произошла. Но когда поимщики доставили мальчика в рекрутское присутствие для сдачи, то оказалось, что это была переодетая девушка...
Читайте:
О русском царе, по которому там и нынче плачут...
Один богатый помещик из Волынской губернии возвращался из поездки домой и нагнал идущего по дороге еврейского юношу, который рассказал, что держит путь в Литву за паспортом. Помещик гостеприимно предложил молодому человеку ночлег и пригласил к себе в экипаж. Приехав домой, он угостил странника, познакомил со всем своим семейством, уложил отдыхать, а утром сдал становому приставу для заключения под стражу, как "беспаспортника". Просидев сутки под арестом, молодой человек попросился к приставу для дачи важных показаний. Он достал из чулка спрятанный паспорт и предъявил приставу, объяснив своё поведение тем, что боялся открывать неизвестному на дороге истинную правду, так как бывали случаи насильственного отъёма у евреев документов. Пристав оказался честным и порядочным человеком и он условился с евреем, как наказать негодяя-похитителя. На следующее утро помещик прибыл в отдел на очную ставку с пойманником. И тут юноша заявил, что он на самом деле является военным дезертиром, бежавшим из такого-то полка и укрывавшимся у помещика. В доказательство он привёл имена членов семьи и описал обстановку в доме поимщика. Дело угрожало принять уголовный оборот. Обезумевший от страха помещик, с криком: "Разбойник, за что ты меня губишь!", - упал в ноги приставу, моля о пощаде. Закончилось тем, что пристав получил 500 рублей откупа, а еврейский юноша 100 рублей вознаграждения на дорожные расходы..
Эта записка являлась потрясающей картиной доказательства распространённого тогда "торга людьми", и возымела последствия: царским указом от 1856 года позорный опыт был отменён "в связи с отменой института малолетних кантонистов", как указывалось в приписке к документу.
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...