Три года назад, 18 марта 2014 года, в нарушение Конституции Украины, Конституции России и международных договоров, в Москве был подписан договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Украинцы были шокированы подлостью России, но постепенно первый шок прошел, эмоции сменились рациональным отношением к проблеме.
"Обозреватель" спросил у продюсера Алены Мозговой и певицы Анастасии Приходько, известных своей патриотической проукраинской позицией, о том, какие чувства они испытывают по поводу аннексии Крыма спустя три года и каким видят будущее полуострова.
Алена Мозговая, продюсер
Тогда, в конце марта 2014 года, я не совсем верила в реальность происходящего и не до конца понимала, чем все это чревато. Просто не могла себе представить, что можно вот так нагло и подло отжать полуостров. Мне казалось, что сейчас мировое сообщество встанет на защиту суверенитета Украины, скажет России "ню-ню-ню!" и надает по попе. Но с каждым днем мой оптимизм угасал, и в итоге мы поняли, что действительно, такая история может случиться даже в 21 веке. Большие дяди решают масштабные геополитические вопросы, и Крым – лишь один из аргументов в этом споре, предмет торга, к сожалению.
Читайте также:
Алена Мозговая: "Будь моя воля, я еще два года назад отключила бы все российские каналы"
Когда в Крыму начались преследования татар, когда начали похищать людей, я в полной мере осознала трагедию происходящего для тех людей, которые не уехали оттуда, но при этом считают Украину своей Родиной, а себя украинцами, независимо от национальности.
Со временем к моим чувствам добавилась еще и щемящая грусть - потому что мои детские и юношеские воспоминания во многом связаны с Крымом, я провела там много времени в разные периоды жизни, и мне очень больно наблюдать за тем, как уничтожают Крым. Люди присылают мне фото оттуда, пишут письма. Они говорят: "Тот Крым, о которым вы, Алена, вспоминаете и грустите, уже не существует. Все развалено, разворовано, загажено. Цены заоблачные"... И все эти сказки страны-оккупанта про светлое будущее полуострова, на которые повелись крымчане, - остались лишь сказками, что бы они ни говорили, как бы ни выкручивались, пытаясь оправдать Россию теперь.
Кто виноват в аннексии Крыма? В первую очередь, конечно, российские власти, но не только. Еще во время премьерства Януковича, и уж конечно во время его президентского правления, российские спецслужбы вели работу, готовили плацдарм для будущей аннексии. Мы просто не знали, не видели этого, но работа шла каждый день, и Харьковские соглашения – лишь малая часть. Так что наш бывший неуважаемый президент многое сделал для того, чтобы Украины потеряла Крым.
Виноваты ли жители Крыма? Давайте разберемся, о ком идет речь. Есть крымские татары, которых я считаю титульной нацией Крыма. Там похоронены их прапрадеды, там земля их предков, там их корни. Но они вернулись в Крым не так давно, только начали отстраиваться, и теперь я понимаю, что Украина мало помогала им, мало сделала, чтобы ускорить процесс адаптации. Поэтому их влияние на полуострове меньше, чем могло бы быть. Но это именно те люди, к которым нужно прислушиваться и чье мнение учитывать.
Читайте также:
Естественный отбор: Мозговая рассказала о нерадужном будущем "поющих" трусов со стразами
Остальные - это бывшие советские кадровые военные и их семьи, приехавшие туда в процессе русификации Крыма. Эти люди получали свои специальные зарплаты и пенсии и больше ничего не делали. Они потребительски относились к земле, на которой жили. Но при этом их много, и они сыграли свою роль в аннексии Крыма. Что с ними делать, я понятия не имею. Хотят в Россию – пусть собирают чемоданы и едут. Я не хотела бы с ними жить в одном государстве.
Может ли Украина дальше успешно жить без Крыма? Конечно, может, наша страна уже успешно живет без Крыма. Другое дело, что Крым от нас полностью зависит, и вода, и электричество – из Украины. Керченский мост - это сказки. Экологи говорят, что построить его невозможно из-за природных условий. Иначе его построили бы еще при "совке". И да, я поддерживаю энергетическую и торговую блокаду Крыма. Многие крымчане тоже просят Украину организовать настоящую блокаду, чтобы мало не показалось. К сожалению, это невыгодно тем, кто зарабатывает на торговле с Крымом деньги.
Тех граждан Украины, которые ездят в Крым отдыхать, я не считаю украинцами. Такой человек – просто перекати-поле без корней, без гордости, без государственной самоидентификации. Просто приспособленцы, которым важно только собственное удобство, хотя, глядя на крымские цены и отсутствие сервиса, я не понимаю, о каком удобстве идет речь.
Артисты, которые ездят в Крым на гастроли, - мне не коллеги и не сограждане. Они такие же обыватели, разница только в том, что одни в Крыму тратят деньги, а другие зарабатывают, и я не знаю даже, что хуже.
Лично я поеду туда только в одном случае - если Крым будет украинским.
Анастасия Приходько, певица
Последний концерт в Крыму у меня проходил в Керчи, в марте 2014 года. Как поет Ляпис Трубецкой, "Был в Керчи? Не был, так молчи!" Поэтому, наверное, я и не промолчу в третью годовщину аннексии Крыма.
Само собой, мы с моей командой тогда еще не подозревали, что дело идет к российской оккупации. Но первый тревожный звонок раздался в тот момент, когда в поезде Киев-Феодосия нас "гостеприимно" встретили ФСБ-шники. За тем, как ФСБ-шники взимали "мзду" с въезжающих в Крым украинцев, спокойно наблюдали наши "менты" с собаками.
Читайте также:
Волонтеры наградили певицу Анастасию Приходько почетной медалью
Мне больно от того, насколько быстро украинское правительство "слило" Крым. Продажные украинские политики просто так отдали ненасытной российской империи часть нашей страны. Мало того, стратегически важную часть.
Мне больно за тех крымчан, которые искренне ждали прихода "русского мира" и верили, что их мнение интересует российскую сторону. Они отреклись. Они предатели. А уж прощать их или нет – не мне решать. Бог им судья…
Для меня Крым является законной территорией Украины со всеми вытекающими политическими, экономическими и социальными нюансами.
И я верю, что еще не раз спою в украинском Крыму.