Безмірний Саакашвілі, або Піару багато не буває

16,9 т.
Саакашвили

Программа "Інша Україна", которая выходит на канале ZIK, отправилась на летние каникулы. Правда, перед этим ее ведущий Михеил Саакашвили заявил, что на каникулы ток-шоу, которое снимается силами стороннего продакшна, уходит вынужденно. Якобы компания, которая предоставляла для съемок программы студию, внезапно разорвала контракт с проектом. Саакашвили пообещал в последнем выпуске, что проект обязательно вернется в эфир и для этого "они" (очевидно, команда Саакашавили. — прим.автора) построят новую судию, "еще лучше, чем предыдущую", пишет "Детектор медиа".

Причиной, по которой проект лишился съемочного павильона, Саакашвили назвал некое давление на собственников, не конкретизируя, кто именно давит. Впрочем, Саакашвили постоянно заявляет о том, что действующая власть ущемляет его права. В последнем выпуске "Іншої України", он, например, заявил, что в Украине только один канал ZIK может все еще показывать его. Практически это же повторил и вчера, став — какая неожиданность — гостем программы Vox populi на том же ZIKe. Так что зритель автоматически сделает вывод, что всяческие препоны и козни Саакашвили устраивает именно власть, причем в самых высоких ее эшелонах.

Если верить источникам "Детектора медиа" в АП, программа Саакашвили действительно не нравится там никому, и сам Саакашвили вызывает опасения и беспокойство на Банковой. Также известны примеры, когда власть действительно пользуется такими обходными путями, чтобы избавиться от неугодных. Например, российская власть в свое время просто настоятельно "попросила" фирмы, которые сдают в аренду уличные сцены, не предоставлять их Навальному, чем сорвала официально разрешенный митинг его сторонников.

Много таких настоятельных "просьб" знает и история украинских СМИ, чему свидетельством может стать, скажем, отказ не только всех телеканалов от трансляции рейтингового ток-шоу Савика Шустера, но и более мелкие примеры вроде отсутствия персональной критики самого Порошенко в новостях на большинстве каналов. Так что можно предположить, что и здесь технология может сработать, если, например, попросить собственников студии (и не одной) не продлевать договор аренды с командой программы Саакашвили, а владельцев канала — договор о трансляции его проекта. У Навального, кстати, были доказательства давления властей на коммерческие фирмы — записи переговоров с подрядчиками, на которых те рассказывали, как им звонили из мэрии Москвы. У Саакашвили, увы, никаких фактов, доказывающих давление власти на его программу, нет. Или пока нет.

Что абсолютно не мешает ему об этом постоянно говорить. Вообще-то, говорить ему не мешает ничего — ни гости, которых он сам приглашает в студию, ни тот факт, что вообще-то он формально ведущий проекта, а не спикер в нем. Ведь на самом деле все два часа эфира программы — бенефис лично Михеила Николозовича. Он говорит все время, шутит, делится личным опытом, вспоминает истории из прошлого, постоянно обвиняет во всех смертных грехах действующую власть, не отказываясь и от персональной критики самых главных ее представителей и не выбирая при этом слова, и так далее. Гости студии и спикеры, которые стоят по обе стороны от ведущего, по сути — это фон, хор, на фоне которого Саакашвили солирует.

Читайте: Пиара много не бывает: Саакашвили пожаловался на принудительные каникулы для его программы

Так что программу сложно назвать ток-шоу — ее жанр вообще сложно определить. Скорее, это политическая реклама длиной более двух часов (последний выпуск просто содержал в себе предвыборную программу Саакашвили), местами переходящая в довольно циничный пиар. При этом "Iншу Україну" довольно интересно смотреть — и было бы еще интересней, если бы хронометраж программы сократили с невыносимых двух часов до каких-то разумных пределов. Если бы пускали ее в эфир не в прямом эфире, а в записи, убирая места, в которых Саакашвили уже явно "заносит", что, думаю, вредит его реноме даже у преданных поклонников. И если бы у программы появился какой-нибудь осмысленный сюжет. А то в целом, если не брать тем "какой Саакашвили молодец и что он сделал, когда был президентом Грузии", "какой Саакашвили молодец и что он сделает, когда будет президентом Украины" и "какой ужасный Порошенко и его банда", все три из которых являются сквозными для всех программ, уследить за логикой происходящего в каждой отдельной программе довольно сложно.

Начинают критиковать СБУ, тут же переходят к рейдерским захватам предприятия какими-то подконтрольными МВД образованиям, тут же каким-то образом переключаются на медицинскую реформу, и снова возвращаются к СБУ. При этом надо учитывать, что программа, по сути, сериал — есть сюжеты, которые перетекают из одной программы в другую, и, к сожалению, краткое содержание предыдущих серий зрителям не показывают. Например, Саакашвили упоминает про конфликт в Вилково — очевидно, о нем говорили в предыдущих выпусках.

В этом же показывают видео с каким-то школьником, который говорит, что до приезда Порошенко "он и другие утвердили в полиции вопросы, которые они хотели задать Президенту", но их все равно задержали за несколько часов до визита Порошенко в Вилково. Саакашвили сравнивает Порошенко и Путина, Украину и Россию, в которой тоже задерживают школьников — ведущий вообще активно педалирует тему схожести ситуаций в путинской РФ и порошенковской Украине — и переключается на другую тему. А что значит "утвердили в полиции вопросы к Президенту?". Теперь и так бывает? А за что задержали? А юристы высказались на тему задержания несовершеннолетних? А в чем там вообще был сыр-бор? Но — "нет времени объяснять", как гласит популярный мем. Так что оставьте вопросы и слушайте дальше.

Дальше иногда бывает очень стыдно. Например, когда сначала Саакашвили едет к умирающей от рака женщине, говорит с ней, обещает позаботиться о ее сыне — женщина переживает, что он не сможет пойти на выпускной вечер, потому что у нее нет денег, чтобы купить ему костюм и оплатить ресторан. Женщина, как выясняется позже, умерла на следующей день после того, как Саакашвили к ней приезжал. И Саакашвили в студии с гневом рассказывает о том, как местные власти заставили бедную женщину одеться и под подпись получить какие-то продукты и деньги, когда они узнали, что Саакашвили заинтересовался ее историей и собирается ее навестить. При этом совершенно не стесняется пиариться на помощи умирающей женщине и ее сыну. Более того, он потом еще и поехал в ту школу на выпускной — и там фотографировался со школьниками и толкал напутственную речь в актовом зале.

Эти выезды в народ с вполне очевидной целью работы с электоратом на местах — самая неприятная часть программы. И дело не в том, что разрушенная Васильковская больница или рейдерский захват предприятия под Крапивницами — это неинтересные темы. Очень даже интересные, просто достаточно было бы журналистского сюжета на эти темы. Без Саакашвили в роли садового гнома из "Амели". Потому что за Михеилом Николозовичем не видно самой проблемы, зато видна его очень эмоциональная реакция, и очень слышен поток обвинений, льющихся в сторону власти. То есть политических оппонентов, не будем забывать об этом. По сути, для него любой гость или тема — это только повод начать критиковать власть.

Читайте: Георгий Хаиндрава: Саакашвили – политический шут! Может принести украинскому народу несчастья и проблемы

И уж, конечно, поводов для крики предостаточно — в программе всплывают удивительные истории. Например, как утверждает Сакашвили, у него есть доказательство того, что принадлежащий Порошенко "Богдан" преспокойно заключал договора на поставки с отнятой у Грузии Абхазией — в бытность Порошенко министром экономики. И как, спрашивает Саакашвили, человек, сам торговавший с оккупированными территориями, теперь может кого-то за это критиковать? При этом в студии женщина, которая обратилась к участнику программы, народному депутату Сергею Лещенко за помощью и которую Лещенко привел на программу, рассказывает, как ее небольшой бизнес пострадал от того, что эсбэушники якобы совершенно необоснованно обвинили ее в торговле с оккупированными территориями, по сути вымогая деньги за снятие обвинений. Саакашвили, слушая эту историю, начинает кричать: "Да он сам торговал!!!". И хотя Лещенко пытается намекнуть, что женщина вообще не имеет никакого отношения к торговле с оккупированными территориями, — Саакашвили его уже не слушает. Он уличен обличением аморального Порошенко. А ведь можно же было узнать, кто следователь по делу этой женщины. Запросить комментарий СБУ. Прославить этих людей на всю страну — и может быть, помочь ей выпутаться из ее сложной ситуации, публичность иногда очень эффективна.

Но в двухчасовой программе на подходе уже другая история, и разбираться в этой уже никто не собирается. Так же, например, в одной из программ появляется Олег Семинский, исчезнувший в 2012 году генеральный директор частной компании "Нефтегаздобыча". История его довольно жуткая: он рассказывает, что провел более трех лет закованным в наручники, не видя солнца и неба, часто в темноте, и его пытали похитители. Семинский называет заказчиком похищения одного из бывших владельцев компании Николая Рудьковского, и также он считает, что к похищению может быть причастен тот, кто в итоге купил компанию, — сейчас она принадлежит Ахметову. При этом Семинский говорит, что его дело практически не расследуется с момента его внезапного появления в 2015 году — когда его почему-то отпустили.

Конечно, такая история заслуживает не пяти минут разговора. Хотелось бы узнать поподробнее — что думает прокуратура по этому поводу, представители ДЭТЕКа, Шуфрич, который был совладельцем этой компании в момент исчезновения Семинского. Ничего из этого зрителям не рассказали — зато Саакашвили каким-то волшебным образом увязал похищение Семинского и отсутствие результатов по его делу с формулой Роттердам+, на которой сейчас зарабатывает Ахметов. Возможно, связь есть. Возможно, договор между Порошенко и Ахметовым по поводу Роттердама и Семинского существует — никто бы, скажем так, не удивился. Но почему природу этой связи зрителям не пояснить? А то, конечно, получается что Порошенко бандит с ног до головы, но доказательств этому — только и всего лишь заявления ведущего. Возможно, было что на эту тему сказать Сергею Лещенко, частому гостю программы, но почему-то он на эту тему не высказался.

Гости программы Саакашвили — тоже отдельная тема. Есть несколько человек, довольно часто выступающих у Саакашвили. Например, тот же депутат Лещенко, бывший глава СБУ Наливайченко, ведущий Олесь Доний, часто в программах бывает Хатия Деканоидзе, да и вообще люди из команды Саакашвили — как украинской, так и грузинской. Естественно, что все они критикуют власть, и часто очень дельно и по сути.

Но, желая продемонстрировать всем, какая у Украины ужасно коррумпированная власть (что верно), Саакашвили подбирает в свою программу всех без разбору — лишь бы ругали Порошенко. Например, однажды пригласил в эфир вечную плакальщицу из движения матерей участников АТО Надежду Курамшину. Подробнее о ней можно прочесть здесь. Или, например, обсуждать реформы в медицине зовет Пальчевского, который, естественно, сначала критикует Супрун за то, что она чуть ли ни младший помощник рентгенолога, — а затем рассказывает, что на самом деле министром должен быть не врач, а человек, который умеет зарабатывать деньги на медицине. По странному стечению обстоятельств Пальчевский — как раз тот, кто зарабатывает на предоставлении медицинских услуг! В других программах всплывают не менее интересные и "независимые" эксперты. А в последнем выпуске, который вообще просто содержал в себе предвыборную программу Саакашвили, дольше всех — помимо ведущего — говорил Дмитрий Гордон, который очень подробно рассказал об "отрицательной селекции".

Читайте: Сами запутались? У Саакашвили опровергли информацию о закрытии его телешоу

Сначала Первая мировая, потом Гражданская, потом чистки, потом Вторая мировая, потом первая эмиграция, потом вторая, потом утечка мозгов из уже независимой Украины — и вот результат. Это все очень распространенные разговоры, но все-таки, согласитесь, что и зрителям, и тем, кто сидит в студии, может быть несколько неприятно слушать про то, что главная проблема Украины — "плохой генетический материал" (дословная цитата). Люди-то могут как-то подумать, и прийти к выводу — что и сами-то они результат отрицательной селекции и "плохой генетический материал". Саакашвили выслушал эту тираду, не перебивая, и даже рассмеялся в конце, когда Гордон объяснил, что во власть попадают худшие из худших, потому что "г..о не тонет" и такова его функция — всплывать.

В общем, Саакашвили, добиваясь своих целей, не брезгует ничем. И название программы позаимствовать у "Другой России" Лимонова, и слоган "Территория свободы" у Савика Шустера — он иногда произносит эту фразу, добавляя, что Шустера нет, а территория свободы есть.

До выборов осталось не так уж много времени. А если считать, что Саакашвили не теряет надежды добиться досрочных выборов, о чем он практически прямо говорил в интервью Татьяне Даниленко на все том же канале ZIK, то и совсем чуть-чуть. Поэтому понятно, что Саакашвили использует любой ресурс, чтобы повысить свой рейтинг. Но иногда это выглядит так неприглядно, что даже для популиста перебор. Может быть, за вынужденный перерыв редакторы подкорректируют формат — а может, и нет. Судя по всему, Саакашвили все и так очень нравится.