Последние недели ознаменовались неожиданной победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, страстями вокруг Международного уголовного суда, скандальным задержанием министра экономического развития России Алексея Улюкаева и многим другим.
Что эти события изменили для Киева и Москвы – об этом в интервью "Обозревателю" рассказала российский политолог, доктор исторических наук Елена Галкина.
- Почему, на ваш взгляд, Россия вышла из соглашения о Международном уголовном суде? Какие будут последствия?
- Естественно, это связано с недавним отчетом МУС, в котором действия России по отношению к Украине квалифицируются как военная интервенция и признается наличие достаточной базы для открытия производства.
Со стороны России это скорее шаг отчаяния, некая истерика. Начав вторжение в Украину, Россия встала на путь превращения в Северную Корею. Это превращение идет постепенно, хотя, я считаю, что окончательно оно не состоится. Либо произойдет передача власти в ходе внутриэлитного переворота, либо нечто еще более серьезное, вплоть до распада страны.
Какие будут последствия – в общем-то ясно. В мире уже есть президент страны, в отношении которого выдан ордер на арест Международным уголовным судом. Это суданский диктатор Омар аль-Башир. Он практически невыездной. Кстати, за время диктаторства аль-Башира (с 1989 года) фактически потеряна половина страны. Образовалось новое государство – Южный Судан.
Если говорить о Владимире Путине, для человека, который находится у власти, который совершил преступления, остается один путь. Он уже не может уйти на пенсию. Даже гарантии, которые ему могут быть даны при передаче власти, не будут абсолютными, ибо преступления задокументированы. Поэтому Путин держится до последнего за свое кресло.
- А что вы думаете о недавней резолюции Генеральной ассамблеи ООН по поводу Крыма? Там Россия фактически признается страной-агрессором. Это победа Украины? Или значение резолюции все же переоценивают?
- Конечно, это большая дипломатическая победа Украина. Так же, как и отчет МУС. Это результат огромной работы, проделанной украинскими властями за последние 2 года. Украина наконец-то стала действовать последовательно, прослеживается некая стратегия, целью которой, на мой взгляд, является признание России агрессором на международном уровне. И постепенно делаются существенные шаги в этом направлении.
- Я беседовала со многими дипломатами на эту тему. Они считают, что ажиотаж вокруг этой резолюции несколько преувеличен, и Украина давно могла "протащить" эту резолюцию…
- Могла, конечно.
- То есть все же налицо недоработки украинской дипломатии?
- Да, первые полтора года после начала агрессии ознаменованы недоработками украинской дипломатии. Молодой системы, которая впервые оказалась в столь критической ситуации. Но украинская дипломатия стала отвечать на вызовы – не так быстро, как хотелось бы, но это уже что-то. Например, требования по созданию "дорожной карты" Минских соглашений, последовательные акции, направленные на признание агрессии России, ее военных преступлений на международном уровне укладываются в определенную стратегию. Лучше поздно, чем никогда.
- Вы упомянули о "дорожной карте". Думаете, она все-таки будет создана, и на чьих условиях?
- Честно говоря, сомневаюсь, что нынешнее российское руководство согласится на "дорожную карту" в интересах Украины. Как мне кажется, если бы во главе США встала Хиллари Клинтон, то вероятность этого стремилась к нулю. Но благодаря избранию Дональда Трампа для Украины появилось окно возможностей, потому что Республиканская партия традиционно более решительна в международной политике.
Да, Трамп делал спорные высказывания, но в США не автократия. Надо учитывать и личность Трампа, его непредсказуемость. Избирательная кампания это доказала. Сейчас понятно, что Клинтон нужно было работать с так называемым ржавым поясом – штатами, которые могут дать победу. Трамп это понял, а Клинтон нет. Если украинская политическая элита найдет подходы к сорок пятому президенту США, то, возможно, обнаружится какое-то интересное решение конфликта на Донбассе. Если же нет, то это будет заморозка конфликта. И надолго.
- А вот Bloomberg на днях писал, что, скорее всего, после инаугурации американская вовлеченность в украинский вопрос существенно снизится, и, возможно, Трамп попытается наладить отношения с Россией за счет интересов Украины, за счет сдачи Донбасса…
- Обратите внимание на программу Республиканской партии, на высказывания людей из команды Трампа, в частности Рудольфа Джулиани, Ньюта Гингрича, других классических американских "ястребов". Они говорят о том, что интересы США простираются далеко за их пределы. В программе Республиканской партии совершенно четко написано: мы с российским народом, но не с его руководством, мы будем способствовать развитию демократии в России, но мы против сложившейся там системы, мы будем предоставлять дополнительную помощь Украине. На самом деле программа республиканцев гораздо более проукраинская, чем программа демократов.
Не вижу больших угроз для Украины в связи с победой Трампа. Я вижу угрозы для российского режима. Правда, украинские элиты, конечно, поступили неправильно, поставив слишком много на одного кандидата.
- Кстати, как ситуация с Полом Манафортом повлияет на отношения с Трампом?
- Дело не столько в Манафорте, сколько в общем фоне. Практически все украинские политики открыто поддерживали Хиллари Клинтон. Между прочим, киевский истеблишмент здесь был не одинок. Вспомните высказывания Франсуа Олланда, немецкого и британского руководства… У многих стран теперь такие же проблемы, как и у Украины. Но их можно решить. Либо это сделает действующее украинское руководство, либо США поставит на других людей.
- Дело в том, что Трамп очень известный человек. Много людей в мире с ним знакомы, вопрос лишь в том, знаком ли с ними Трамп, помнит ли он их и готов ли с ними сотрудничать. У Саакашвили, насколько я знаю, не такая уж хорошая репутация в США. У него там есть приличное лобби, но есть и силы в американской элите, которые очень критично к нему относятся. В Грузии США дали ему карт-бланш. Они закрывали глаза на очень многие вещи сомнительного характера: на преследование оппозиции, на незаконные задержания, аресты… Но, в результате, нельзя сказать, что Грузия стала такой уж успешной, особенно после того, как Каха Бендукидзе отошел от дел, и Саакашвили остался один. Все это привело к массовым выступлениям. Собирались митинги по полмиллиона человек в маленькой стране. Я бы не сказала, что это тот опыт, который подтолкнет республиканцев поставить именно на Саакашвили.
- Знаете, я абсолютно согласна с вами в том, что программа Республиканской партии более проукраинская. Но все-таки Трампа нельзя считать классическим политиком и классическим республиканцем. И мы прекрасно помним, как классические республиканцы противодействовали его выдвижению в кандидаты. Однако он преодолел их сопротивление. Вы не думаете, что во время президентской каденции произойдет то же самое?
- Идет большая война внутри Республиканской партии вокруг формирования команды Трампа. У него есть свои фавориты, у партии – свои. Посмотрим, как ситуация разрешится. Более конкретно говорить о курсе Трампа можно будет лишь тогда, когда мы увидим сформированную команду.
Кремлевский режим, думаю, шокирован выбором американского народа не меньше чем все остальные. Вся российская пропаганда перед выборами фокусировалась на победе Клинтон как доказательстве отсутствия демократии в США. Сейчас они не знают, что делать и чего ожидать от Трампа. Путин хорошо справляется с тактическими задачами, если противник предсказуем. Барак Обама и лидеры Евросоюза именно такие. Они четко действуют по определенной схеме, можно сказать, по учебнику. А вот что будет делать Трамп – не ясно. Стратегически он не сможет сломать линию Республиканской партии, тем более что его команда – люди системные. Но Трамп способен на неожиданные ходы. А с этим Путин и российская дипломатия не справятся. Если противник решителен и непредсказуем, то российская элита сразу теряется. Теперь такой человек встанет во главе Штатов. Это будет интересно.
- А как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация в Сирии? После выборов Трамп заявил, что свержение Башара Асада – не приоритет, что главный враг США – ИГИЛ, и чтобы победить его, надо сотрудничать с Россией.
- Свержение Асада для Америки никогда не было приоритетом. Если бы это было так, то режим Асада давно был бы объявлен американцами незаконным, и они бы признали Сирийский национальный совет как легитимное правительство.
Развитие ситуации в Сирии во многом зависит от успехов американской и арабской армий в Мосуле, посмотрим, как будет проходить наступление на столицу ИГИЛ Эр-Ракка. По сути, после взятия Мосула и Эр-Ракка ИГИЛ перестанет существовать. Это будет одна из многих террористических группировок с разветвленной сетью, но как идея ИГИЛ потерпит поражение.
Если говорить об Алеппо, не зря сейчас происходит такая интенсивная атака на город. У России там нет союзников. Иран ведет прагматичную политику. Его интересует сохранение у власти алавитов, а не Асада. Их вполне устроит аналог государства алавитов 20-30-х годов прошлого века. Турция поддерживает сирийскую оппозицию, которая представлена братьями-мусульманами. Их идеологии очень близки. Ради поставок помидоров в Россию Эрдоган об этом не забудет.
- То есть Асад обречен?
- Асад обречен. Вопрос лишь в том, как долго это будет продолжаться. Россия поддерживает именно Асада, в отличие от Ирана, которому просто нужны хорошие отношения с алавитами. А для России – это нечто иррациональное. На самом деле, если бы Асад был заменен, очень много проблем просто бы исчезло. Произойди такое в 2012 году, возможно, ИГИЛа не было бы.
Если говорить о Египте, Россия поставила на режим Ас-Сиси, потому что он – светский диктатор. Интересный момент: у американцев в Египте есть стратегические интересы, и они давали и дают безвозмездную ежегодную помощь. Ас-Сиси начал налаживать отношения с американцами. Обратите внимание, что он – один из первых мировых лидеров, с которыми побеседовал Трамп после избрания. Беседа с Путиным произошла через несколько дней. Соответственно, если Египет будет выбирать между Россией и США, то выбор очевиден.
У правых антиглобалистов (Ас-Сиси, Эрдоган, Марин Ле Пен и т.д.) появился новый мировой лидер. Путин временно занимал это кресло, потому что оно было свободным. После победы Трампа появился новый хозяин. Нельзя исключать, что могут быть какие-то неожиданные ходы, которые покажутся началом глобального союза между Америкой Трампа и Россией Путина. Но в любом случае это приведет к дальнейшему ослаблению России и усилению США, потому что сравнивать потенциал этих стран нельзя.
- Перейдем к Европе. К чему готовиться Украине в контексте грядущих выборов во Франции, Германии, Нидерландах?
- Понятно, что ключевые выборы будут во Франции и Германии. Во-первых, Украине не нужно ставить на какого-то одного лидера. В Германии, как мне кажется, ситуация благоволит Украине. Единственный кандидат, который был опасен для Ангелы Меркель, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер выдвигается на пост президента. Это очень хорошая новость, потому что канцлером он не будет. Возможно, появится еще какой-то серьезный противник, однако до выборов осталось не так много времени.
Позиции Меркель сейчас достаточно сильны, несмотря на критику. Именно она сделала Германию лидером континентальной Европы. Смотрела социологию: немцы считают, что живут сейчас хорошо. Единственная проблема, которая их волнует в отношении Меркель, – миграция. Но, во-первых, там 50х50: многие немцы все же поддерживают миграционную политику Меркель. Во-вторых, сама эта тема уже уходит, потому что Меркель признала ошибки, количество беженцев теперь регламентируется, Германия договорилась с Турцией и т.д.
К тому же, основная проблема заключается не в сирийских беженцах, а в мигрантах из Африки. Эти потоки контролируются. Сирийские же беженцы – это преимущественно люди с хорошим образованием, со знанием английского языка, которые достаточно быстро учат немецкий и интегрируются. Проблема – народы, которые не имеют такого социального и культурного уровня. Будем надеяться, что Меркель справится с этой проблемой.
- Не могу не спросить о задержании министра экономического развития России Алексея Улюкаева. Все-таки он один из последних видных сторонников либеральной модели экономики в России…
- Извините, там еще есть Эльвира Набиуллина – глава Центрального банка.
- Да, как я и сказала, Улюкаев – один из последних. Так что же это вообще было?
- Это был удар по либеральному крылу. Посмотрим, кто займет его место, но, скорее всего, это будет технократ. Просто такой же профессионал, как, например, замглавы АП Александр Кириенко – "серый" человек, зависимый лично от Путина. Либо же либералы отстоят за собой это место, что возможно лишь в том случае, если они будут бороться, если они объединятся и будут защищать Улюкаева. Это необходимо для их выживаемости, потому что их просто съедят по одному. Сначала съели Дмитрия Ливанова – экс-министра образования и науки, сейчас Улюкаева. Когда этот механизм насытится – очень большой вопрос.
Конечно же, есть еще одна причина ареста Улюкаева. Народ ждет крови, потому что российская пропаганда всех собак в части неудач спустила на социально-экономический блок. Путин в их представлении не виноват – он же занимается внешней политикой и обороноспособностью страны.
Третий фактор – налицо корпоративной конфликт. Глава "Роснефти" Игорь Сечин просил продать ему "Башнефть". Улюкаев выступал категорически против. Потом он изменил свою позицию на нейтральную, но это было только после того, как Путин одобрил покупку. Улюкаев не стал "переобуваться" в воздухе и менять позицию на 180 градусов, он просто ее подкорректировал, однако без восторга. Этого ему не простили. Как и не простили слова о "дне" российской экономики и постоянные, более-менее адекватные на остальном фоне комментарии о ее состоянии.
Все это происходит на фоне борьбы с "Лукойлом", на фоне попытки подчинить его государству. Получится ли это – гораздо более интересный вопрос, чем лишение Улюкаева должности, фактически не влияющей на принятие решений. Если получится, то произойдет окончательное сосредоточение экономики в руках очень узкой группы лиц, дальнейшее ухудшение инвестиционного климата и скатывание России на новое "дно".
Как сообщал "Обозреватель", Меркель заявила о сотрудничестве с Трампом по аннексированному Крыму.