О следующей цели Владимира Путина, возрождении проекта "Новороссия" и том, как используют беглых украинских политиков в России — об этом и многом другом в продолжении интервью "Обозревателя" с российским активистом Романом Рословцевым.
В первой части интервью "маска Путина" рассказал о побеге в Украину и возвращении в Москву, неудачной попытке пройти отбор в силы АТО и том, почему выбрал такой образ для протеста.
- Недавно между Украиной и Россией вновь случилась заочная перепалка о порядке выполнения Минских соглашений. У Путина продолжают настаивать, чтобы мы сначала меняли Конституцию, а затем последует деоккупация. Наши власти наоборот. Как считаете, может нам все-таки стоит положиться на авось и предоставить Донбассу особый статус до вывода оттуда боевиков?
- Я считаю, что нельзя идти на какие-то уступки, потому что история этого конфликта говорит, что это приводит к новым требованиям от Путина. Думаю, что Украине следуют продолжать занимать жесткую позицию по отношению к путинскому режиму.
Читайте:
Кто платит? Журналисты выяснили интересную деталь о полетах на Минские переговоры
- Я то с вами согласен. Но получается, что мы зашли в глухой тупик: ни Украина, ни Россия не хотят уступать. У каждой из сторон есть свои причины стоять на своем. Так какой же тогда выход?
- Необходимо, чтобы мировое сообщество усиливало давление на Россию. В этом плане у меня большие надежды на новую американскую администрацию. Украине следует активнее вести переговоры с западными странами, просить больше помощи в борьбу против путинского режима, выявлять его агрессивную сущность. Только таким образом Украина может воздействовать на Россию. На мой взгляд, у Украины слишком мало ресурсов, чтобы один на один противостоять России.
Роман Рословцев во время одной из своих акций. Источник: Сноб
- Вы говорите, что возлагаете большие надежды на новую администрацию Трампа. А вот в Украине после его победы многих охватила паника. Вы, правда, полагаете, что Трамп не станет сближаться с Кремлем? Потому что его риторика и некоторые действия уже говорят об обратном.
- А вы не думали, что информация о его "пророссийскости" могла быть запущена Кремлем? Республиканцы всегда занимали по отношению к России более жесткую позицию. Например, понижение цен на нефть Рейганом привело к тому, что рухнул Советский Союз. Я думаю, что Трамп, как республиканец, через некоторое время начнет действовать более жестко и, в том числе, по отношению к России. Я на это надеюсь.
Предыдущий президент был достаточно слабым, он действовал слишком мягко, что и привело к такой ситуации. Путин четко реагирует на сигналы. Посмотрите, он же не сразу решился аннексировать Крым. Сначала всеми силами пытался сохранить Януковича у власти. Когда он понял, что этого ему сделать не удастся, то решил аннексировать Крым. А после того, как от США не последовало жесткой реакции – Путин решил продолжать экспансию на Восток.
- Российский президент точно не изменит своим привычкам, а какой будет реакция Трампа на подобные его действия – пока что загадка. Вполне возможно, что Путин решит провернуть подобный фокус снова, но уже в другом месте. На ваш взгляд, какая страна может стать следующей жертвой российской экспансии?
- Я думаю, что это будет ситуационное решение. То есть там, где они посчитают удобным поднять патриотическую истерику в нужный момент. Территория той страны и будет присоединена. В Кремле будут искать слабого.
Читайте:
Сталкивая лбами: зачем Кремлю ссора Киева и Минска
- Еще несколько месяцев назад таким местом казалась Прибалтика, но сейчас приоритет якобы сместился на Беларусь. Думаете, Лукашенко действительно есть чего бояться?
- Это возможно. Режим Лукашенко, конечно, пытается взаимодействовать с другими странами, но все-таки он достаточно девиантен и изолирован. Поэтому вполне возможно, что Россия этим воспользуется. Тем более, что Лукашенко прилично засиделся на своем месте.
- Да, к тому же в последнее время президент Беларуси начал позволять себе вольности: не поехал в Санкт-Петербург, хотя его там ждали. Повадился встречаться с европейскими политиками и т.д. Как думаете, это все пускание пыли в глаза, или у Лукашенко действительно есть какие-то планы добиться самостоятельности?
- Путин вполне может попытаться присоединить Беларусь, рассчитывая на то, что Запад не окажет Лукашенко поддержки. Так же как это, по сути, произошло с Украиной. И второе условие – это если в России будет ухудшаться экономическая ситуация. Правда пока что у нас ситуация стабилизировалась и предпосылок для этого нет. Но если потребуется, то власти обязательно развяжут новую войну, чтобы поднять патриотическую войну и мобилизировать население вокруг Кремля.
- Вы перед этим упомянули Януковича. Он ведь продолжает периодически мелькать в российскиих судах, устраивает пресс-конференции. Наш беглый экс-премьер Азаров тоже от него не отстает. Как думаете, все это лишь остаточные конвульсии двух обиженых лузеров или же в Кремле действительно продолжают на них рассчитывать? А таким образом просто не дают людям забыть, как они выглядят.
- Я думаю, что Януковича просто держат в качестве элемента давления. Я не думаю, что в Кремле планируют дать ему какие-то полномочия или тем более вернуть его в президенты Украины. А вот Азаров, на мой взгляд, для них является более перспективной фигурой.
Читайте:
"Новороссия" оживает? О новых угрозах Украине
- Да, вот как раз недавно он обещал нам вернуться. К тому же его частенько связывают с похороненным проектом "Новороссия", который всегда можно оживить. Думаете в этом случае его решаться использовать?
- Исходя из предыдущих поступков Путина, вероятнее всего, он будет полагаться на каких-то проверенных людей. Я думаю, что это будет какой-то проверенный человек по типу Азарова. Вполне возможно, что и он. При том, что у Азарова есть какая-то известность и возможно, что какая-то часть населения в Украине даже ему сочувствует. Поэтому вполне могут его использовать в каких-то новых проектах.
Иногда Рословцева можно встретить в Москве и без маски. Источник: Радио Свобода
- Не так давно в Facebook разгорелся еще один громкий спор, связанный с российско-украинским конфликтом. Я о перепалке между Ходорковским и журналистом Айдером Муждабаевым. Российский оппозиционер заявлял, что Крым не следует отдавать Украине просто так. Мол, нужен новый, но честный референдум. Муждабаев доказывал обратное. На чьей стороне в этом споре вы?
- Логика действий Ходорковского вполне ясна. Он собирается участвовать во внутренней политике России, где большая часть населения склоняется к тому, что Крым – это часть их страны. Соответственно, он просто обязан делать какие-то реверансы в сторону этой позиции. Иначе у него просто не будет никакой политической поддержки внутри страны. А как он на самом деле думает – неизвестно.
- А в России вообще есть политики, которые бы вернули Украине Крым без оговорок? Или единственный путь – военный?
- Таких я не знаю. Тот же Навальный и другие будут склоняться к тому, чтобы провести, как минимум, какой-то референдум. Но в то же время все будет зависеть от развития ситуации в самой России. Если у нас произойдут какие-то волнения, то Россия может отказаться от каких-то территорий.
Хотя я был в Крыму еще до его аннексии, и там было действительно много людей, которые ностальгировали по Советскому союзу. Поэтому, на мой взгляд, Украине будет сложно вернуть Крым. Даже если там проведут настоящий референдум.