Блог | Безумный пахарь на денежной ниве
По итогам первого квартала доходная часть госбюджета Украины оказалась существенно недовыполненой. Одна из основных причин низкие темпы развития экономики в виду жесткой монетарной политики НБУ. Последнее повышение учетной ставки НБУ вызвало недоумение даже у председателя Совета национального банка, правда непонятно, почему такой шаг сделан без согласования с этим же советом. В преамбуле решения правления НБУ, как всегда говорилось, что сделано это было с целью предотвращения инфляции, в то же время председатель Совета национального банка утверждает, что это никак не повлияет на инфляцию, но отразится на реальном секторе экономики, что и произошло. Более того судя из последних интервью и решений правления НБУ продолжает отстаивать свою правоту. Не взирая на то, что высокая учетная ставка вводится как правило на очень короткое время, он пятый год подряд пытаясь побороть инфляцию путем повышения и удержания высокой учетной ставки и пятый год ничего не выходит и не может получиться по следующим причинам.
Повышение учетной ставки прежде всего ударяет по реальному сектору экономики, поскольку стоимость денег заложена в себестоимость продукции и это приведет к повышению цен. Монополии, доминирующие на украинском рынке и, в первую очередь в энергетике повысят свои цены, заложив туда как повышение стоимости денег, так и курсовую разницу в том числе и ожидаемую, что опять же таки приведет к росту затрат реального сектора экономики. Более того повышение учетной ставки приведет к повышению доходов НБУ, а его прибыль, как известно, направляется в бюджет, где она тут же уйдет на потребление превратившись в надбавки к пенсиям и зарплатам. По сути, высокой учетной ставкой нацбанком создана система перекачки денег из реального сектора экономики в государственный бюджет в сферу потребления. Не взирая на то, что по закону НБУ должен являться не прибыльной организацией, он сегодня по объему полученной прибыли абсолютный лидер в стране.
Таким образом повышение учетной ставки приводит к уменьшению средств, направляемых на призводство материальных благ и повышению средств направляемых на их потребление, что представляет собой путь к росту инфляции. Ситуация усугубляется и тем, что согласно официально провозглашенной им политике, НБУ наряду с повышением учетной ставки ужесточает требования к кредитованию реального сектора экономики и стимулирует потребительское кредитование, что также способствует росту инфляции. Сегодня банки пратически не кредитуют реальный сектор экономики за исключением сельського хозяйства, зато объемы потребительского кредитования все время растут, провоцируя инфляцию и девальвацию гривны, так как подавляющая маса потребкредитов идет на приобретение импортных товаров.
По итогам 4-го квартала 2017 года рост портфеля потребительских кредитов составил 40%, прогнозируемый в этом году 50%. Как раз на этом банки и зарабатывают и при ставке потребительского кредитования достигающей 70% банкам они более интересны, поэтому весь дефицит гривны, обусловленный увеличением учетной ставки, отразился исключительно на реальном секторе экономики в результате стагнации которого мы и имеем дефицит доходной части бюджета.
Нужно либо секвестировать бюджет, что если и удастся, то лишь частично, либо включать печатный станок, что неизбежно приведет к росту инфляции. Предпосылок улучшения ситуации в последующих кварталах не видится, поэтому инфляция по итогам года может составить отнюдь не 15%, а курс гривны к доллару уйти за 30.
Более того, НБУ вместе с Минфином принимают очень оригинальные меры по временному закрытию бюджетного дефицита и сдерживанию курса гривны путем размещения дополнительной эмиссии ОВГЗ по ставке выше учетной нацбанка, привлекая к этому нерезидентов, которые закачивают в страну валюту для покупки столь доходных бумаг. При этом НБУ ни сколько не смущает тот факт, что вместо привлечения инвестиций они создают рай для любителей быстрой наживы и по сути официальный канал для вывода миллиардов бюджетных средств в валюте за рубеж, с чем так борются тысячи сотрудников НАБУ, СБУ, Прокуратуры и того же нацбанка. Более того через 3 или 6 месяцев нерезиденты потребуют валюту плюс доходность обратно, что неизбежно ударит по курсу гривны, за чем последует дополнительный виток инфляции. А уже выпущенные и планируемые в обьемах к выпуску ОГВЗ делают кредитование экономики не интересным и абсолютно бессмысленным для банков, намного выгодней и, главное, безопасней купить гоударственные облигации, о чем и говорит двукратное повышение спроса на них.
Из выше сказанного следует, что повышение учетной ставки вместе с остальными предпринимаемыми шагами не только не решило ни одной проблемы но и наносит колосальный вред экономике усугубляя инфляцию, провоцируя грядущую девальвацию и дефицит бюджета.
Тем не менее, не взирая на явно немонетарный характер инфляции НБУ превратил учетную ставку в панацею от всех болезней Украинской экономики и единственный инструмент своей политики.
Его деятельность сегодня напоминает безумие пахаря Эдварда Фолкнера, чем больше и глубже тот пахал, тем быстрее ветровая эророзия уносила плодоносный слой почвы и тем меньше был урожай. И у нас, чем дольше НБУ удерживает и повышает учетную ставку, тем больше экономика страны страдает от дефицита денежных средств, инфляции и девальвации гривны. Спасают экономику от краха только кредиты МВФ и облигации позволяющие искственно сдерживать курс гривны или даже временно его повысить. НБУ считает такое повышение курса гривны своим достижением.
На самом же деле сдерживание, а тем более повышение курса национальной валюты при росте внутренних цен приводит к потере конкурентности, убыткам экспортеров и уменьшению экспорта с одной стороны и снижению цен на импортные товары и соответственно росту импорта с другой. Больше всего страдают от потери экспорта машиностроители, предприятия с глубокой переработкой древесины и т.д., то есть все те, кто создайот высокую добавленную стоимость в Украине.
И это при хроническом дефиците внешнеторгового баланса и кричащей необходимости в импортозамещени. НБУ считает, что укрепление гривны приводит к удешевлению нефтепродуктов, а Укрнафта в это время просит кабмин ввести квоты на импорт тех же нефтепродуктов ввиду вытеснения отечественных импортными, а статистика показывает рост дефицита торгового баланса за квартал. Более того, в результате роста курса гривны падают таможенные налоги и сборы и и соответственно доходы бюджета, возрастает его дефицит, ярко выразившийся по итогам первого квартала.
В отличие от НБУ центральные банки других стран даже под давлением торговых партнеров и международных институций не идут на укрепление национальной валюты, заботясь о сохранении своей экономики и экспортного потенциала, как это было, например, с китайским юанем в начале двухтысячных.
Мировой опыт последних лет говорит о совсем других подходах центральных банков к решению аналогичных проблем. 2015 год, в Индии наблюдается рост инфляции и замедление роста экономики. В ответ Резервный банк Индии, с целью восстановления темпов роста экономики и уменьшения инфляции, второй раз за год в конце марта понижает учетную ставку на 0,25 пункта, т.е. до 7,2%. В том же Китае, как только темпы роста ВВП упали до 7,4% от запланированных 7,5 и увеличилась инфляция народный банк Китая второй раз в том же году снижает учетную ставку и уменьшил нормы резервирования.
При этом в Китае Народный банк ограничивает как депозитную так и кредитную ставки и на тот момент максимальная депозитная ставка составляла 2,5%, ставка кредитования 5,6% при текущей инфляции 8%. С целью уменьшения инфляции и стимулирования роста экономики аналогичные шаги за 4 месяца того же года сделали центральные банки 21 страны. Как мы сегодня видим эти меры дали результат мировая экономика ускорила свой рост, а экономика Индии по темпам роста обогнала Китай и сегодня претендует быть пятой по размеру в мире. Можно также привести пример того, что увеличение учетной ставки не уменьшает инфляцию, а провоцирует ее. 39-й президент США Джимми Картер пытаясь уменьшить инфляцию путем повышения учетной ставки, получил, абсолютно обратный эффект в результате падения ВВП, за что и был наказан своими избирателями, проиграв очередные выборы с разгромным результатом своему оппоненту, предложившему программу выхода из кризиса, ориентированную не на борьбу с инфляцией, а экономический рост, которая оказалась успешной и в последствии была названа Рейгономикой. Вообще, никому в мире не удалось выйти из кризиса и добиться роста экономики путем жесткой монетарной политики. Большинство экономистов сегодня сходятся во мнении, что наоборот, только правильное и своевременное вливание денег в экономику позволяет возобновить ее рост и побороть инфляцию.
Почему же подход НБУ кардинально отличается от политики других центральных банков. В большинстве стран мира цетральный банк, являясь основным макрорегулятором экономики, отвечает за ее развитие и перед ним государством поставлена задача обеспечения стабильного роста экономики при сохранении умеренной инфляции. Перед наши НБУ никто такой задачи никогда не ставил и он отвечал только за то, что сам считает нужным, а поскольку основу сегодняшней политики государства составляет популизм, то НБУ пытался влиять на то, что является основным показателем состояния экономики для рядового обывателя страны-курс гривны. Не взирая на то, что предидущее руководство НБУ неоднократно обещало оставить курс гривны в покое, оно по прежнему применяло искусственные методы сдерживания курса, кошмаря экспортеров и провоцируя при этом кризисы резкого обвала гривны в будущем, что мы наблюдали в 2014 году, но даже это не стало уроком.
В результате, в борьбе за псевдостабильность гривны учетная ставка является лишь разменной монетой, а не регулятором роста экономики или темпов инфляции. А ведь за учетной ставкой кроме стоимости кредитов стоит и возможность инвестировать и привлекать инвестиции. Никто не отменял объективный критерий инвестиционной привлекательности экономики- превышение доходности проекта над стоимостью денег. Точно также высокая учетная ставка делает абсолютно бессмысленным фондовый рынок, которого в Украине по этой причине нет даже в зародыше. По сути в Украине нет источников инвестиций и привлечения средств для развития экономики. Это в большинстве стран депозитные ставки ограничены, чем стимулируются инвестиции населения в отечественную экономику, а кредитные ставки низки и доступность кредитов такова, что их можно использовать в качестве инвестициий. В Украине банки вообще не рассматривают проектное финансирование, а степень монетизации экономики и ее закредитованность очень низки, а это ведь макроэкономические показатели, за которые отвечает НБУ.
Гетьман Скоропадський сто лет назад понимал, что дешевизна и доступность денег является абсолютно необходимым условием экономического роста. За сто лет эту истину по видимому забыли, поэтому кредитные ставки завышены настолько, что больше половины кредитного портфеля банков превратилось в проблемные. Тем не менее, сегодня тот же Ощадбанк озвучил предложение по кредитованию малого и среднего бизнеса в 29% годовых. Чтобы обслужить такой кредит, да еще и заработать на его погашение рентабельность бизнеса у заемщика должна быть эдак процентов 50. Понятно, что это не реально и взятый под такие проценты кредит успешно пополнит список проблемных. Нацбанк сам виноват в том, что связывая гривню с целью удержания курса, начиная с 2012 года не принимал вовремя мер по ограничению депозитных и кредитных ставок, что очень распространено во всем мире и, таким образом, допустил превращение банковской системы в колоссальную пирамиду, а большую часть кредитов в токсичные. Ни одно предприятие не может обслуживать кредиты под 30% годовых, а когда к этому в 2014 году добавились пени и штрафы из расчета двойной новой учетной ставки в 30 % годовых, то многие заемщики просто перестали обслуживать кредиты в виду бессмысленности таких потуг. Но вместо признания своей ошибки нацбанк объявил заемщиков плохими и резко ужесточил требования к ним, что привело к полному прекращению кредитования экономики. Требования к заемщику сегодня таковы, что им отвечают только те, у кого есть деньги и они в них не нуждаются, а если такой хороший заемщик и возьмет кредит, то при таких ставках сразу же превратятся в плохого. Следует отметить, что отсутствие доступа к денежным ресурсам несет в себе еще ряд негативов, поскольку способствует монополизации и олигархизации экономики, так как выживает тот, у кого есть деньги, а есть они известно у кого, что в свою очередь уничтожает конкуренцию, способствует процветанию монополий и следовательно провоцирует немонетарную инфляцию. Олигархат представляет на сегодня единственную социальную группу в стране, заинтересованную в проведении жесткой монетарной политики, так как это позволяет им с их уже накопленными средствами сохранять доминирующее положение в экономике, что в свою очередь обеспечивает им сохранение власти в стране.
В конце марта Верховна Рада назначила нового председателя правления НБУ, без всякого конкурса и личностей и программ. Судя по биографии это достойный кандидат, в своем программном интервью он привел семь правильных пунктов, но ни обеспечение роста экономики, ни рост занятости населения им не упомянуты, не взирая на то, что именно это и является основной целью работы практически всех центральных банков.
Новый председатель правления указал в основных приоритетах снижение инфляции и стабильность гривны, которая должна быть достигнута в течение 5 лет, правда не сказал каким образом этого удастся добиться. А ведь добиться этого можно только в результате экономического роста.
В любом случае перед новым председателем НБУ должна быть поставлена задача номер один: финансовое обеспечение стабильного роста экономики при сохранении умеренной инфляции.
Для решения этой задачи совершенно очевидным является необходимость проведения следующих преобразований в финансовой сфере:
Резкое понижение учетной ставки НБУ с возможным ограничением депозитных и кредитных ставок. Отказ от штучного сдерживания курса.
Неинфляционная монетизация экономики через ипотечное кредитование и кредитование инфраструктурных проектов. Одна гривна вложенная в строительство жилья дает до 10 даст роста ВВП в последующие 5-7 лет, одна гривна, вложенная в транспортную инфраструктуру дает 2,5 гривны роста ВВП.
Либерализация кредитования экономики. Наличие токсичных кредитов не является поводом не кредитовать работающие предприятия.
Реструктуризация проблемных кредитов со списание пеней, штрафов, и даже части тела кредита, и с новыми низкими или даже нулевыми процентными ставками.
Стимулирование экспорта и импортозамещения, стимулирующее целевое кредитование покупки отечественного. Это касается как товаров потребления, так и промышленности, и услуг.
И решения нужно принимать быстро, у нас нет пяти лет на стабилизацию инфляции.
Украина за эти 5 лет отстанет от остального мира еще лет на десять. В наше время существует множество примеров, когда за 5 лет страны не только преодолевали кризисы, но наращивали ВВП в 2-3 раза. За примером далеко ходить не нужно. В самой Украине при правильном управлении за 5 лет с 2002 по 2007 год ВВП в долларовом эквиваленте вырос в три раза, так же выросли доходы населения, зарплаты и пенсии. Но для этого учетная ставка была снижена в течение года с 15% до 7%, а денежная база увеличена за пять лет в 5 раз (в долларовом выражении в 6 раз) и при этом гривна не упала, а укрепилась на 10%, с 5,3 до 4,8 гривны за доллар. Как сказал наш президент реформы либо делаются быстро, либо не делаются вообще. Есть надежда, что новое руководство нацбанка это понимает, как минимум оно объявило о проведении тендеров по рефинансированию коммерческих банков. Правда, большинство экспертов правильно отметили, что эти средства востребовны, скорее всего не будут в отличие от ооблигаций. Это говорит только о том, что кредитно-финансовая система страны поставлена с ног на голову. Ситуация может измениться только когда НБУ перестанет быть безумным пахарем и уменьшит учетную ставку, тогда рефинансирование будет востребовано, деньги пойдут на развитие отечественной экономики и нацбанк, наконец-то, запустит реальный механизм таргетирования инфляции через эти же тендеры.
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...