Другі вихідні поспіль в Росії проходять під знаком протестів. Протести в Білорусі і Росії все частіше порівнюють, шукають аналогії і відмінності. Так, Лукашенко заявив, що акції в його країні і в Росії – ланки одного ланцюга. З цим, звичайно, можна посперечатися. Але спробую розібрати в схожості і відмінності, що відбувається в державах-сусідах.
Далі текст мовою оригіналу
Начнем с общего. И в Беларуси, и в России власти не дают разрешения на проведение акций протеста, соответственно они несанкционированные. В обеих странах они проходят по выходным и во всех регионах (в большинстве городов и даже небольших населенных пунктах). То есть с точки зрения географии они носят массовый характер. Даже если в каком-то маленьком городе проходит одиночный пикет, это все равно акция протеста. Аналогичен срез участников, ведь массово вышли представители поколения, которые выросли и даже родились при власти действующих президентов. Всю свою сознательную жизнь они видели их по телевизору, слушали по радио, лицезрели их новогодние обещания, а теперь выступают против. Объединяет протесты и массовые задержания людей для установления личности и не только. Российские силовики взяли на вооружение опыт белорусских коллег.
В обоих государствах двигателем протестной силы является Интернет, а точнее соцсети. Но здесь есть и серьезное отличие: в российской истории случился феномен под названием Tik Tok, который пользуется особой популярностью у подростков, в Беларуси же случился тренд Телеграмма. Китайская соцсеть выводит на улицу тинейджеров. Видео с протестными хэштегами набирают миллионы просмотров. И, кстати, многие представители более старшего поколения узнали о Tik Tok как раз благодаря нынешней ситуации. Присутствие по сути детей на акциях в принципе отличительная особенность российских протестов. Об этом можно судить по количеству задержанных подростков. Так, только в первый день протеста, как заявила уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова, было задержано около 300 несовершеннолетних. В Беларуси даже на самых массовых акциях это были единичные случаи.
Самое же главное отличие – это сама подноготная акций и протестных настроений. В Беларуси люди вышли на улицу, так как были не согласны с результатами президентских выборов. После массовых задержаний в первые дни акции приобрели еще более массовый характер. И протесты продолжаются до сих пор. В России по факту вышли в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. А по сути они просто вышли: у них нет четких политических требований, целей. Протестующие требуют лишь освободить политических заключенных, в первую очередь самого Навального. Надо понимать, что российские протесты никак не связаны ни с одной электоральной кампанией. Может быть, если бы протесты прошли осенью, когда были выборы в местные советы, это была бы другая история. Сейчас, на мой взгляд, кто-то просто захотел похайповать. Какие-то люди в окружении Навального и сам политик, решили: а давайте попробуем сделать акцию протеста. Но масштаб личности Навального не столь велик: он никак не дотягивает до Емельяна Пугачева и большевиков. Поэтому, по моему мнению, российские протесты быстро сойдут на нет. Сегодня, конечно, кульминация истории с Алексеем Навальным. Суд может заменить его условный срок на реальный - и отправить в колонию до 2023 года.
Схожий момент в том, что акции в союзном государстве Беларуси и России никем системно не подготовлены и во многом спонтанны. Идентична реакция на происходящее властей: за протестами стоят западные кукловоды, угроза извне, подготовка революции и т.д.
Тактически можно сказать, что российские протесты повторяют белорусские. Люди собираются в разных точках города, что создает большие неудобства для силовиков. Ведь так намного сложнее взять протест под контроль.
Правоохранителям надо потратить много сил, чтобы обеспечить общественный порядок во время акций, которые мешают обычной жизни городов. И главное здесь с точки зрения властей, чтобы в протесты не втянулись аполитичные граждане. И здесь надо отметить, что в Беларуси и в России по крайней мере половина общества достаточно пассивно относится к политическим процессам и не участвует в них. Условно говоря, это такие спящие люди-сурки.
Они руководствуются принципом "лишь бы не было хуже" и, как правило, голосуют за власть. И для властей обеих стран очень важно, чтобы они и дальше спали и никогда "не ныряли в политику".
Как и в Минске, в Москве 31 января власти перекрыли центр города, закрыли некоторые станции метро, были сбои в работе мобильного интернета. Очевидно, что по белорусскому сценарию идет "работа" с независимыми журналистами, которых задерживали по всей стране. В тоже время отличается тактика силовиков по отношению к медиаперсонам. Если, к примеру, российского репера Оксимирона и журналиста Николая Сванидзе отпустили после задержания, то в Беларуси известную в мировом спорте баскетболистку Елену Левченко, музыканта Александра Помидорова отправили на сутки.
Протесты в России проходят лишь вторые выходные, и очевидно, что в Беларуси они в их начале были в десятки раз масштабнее по количеству участников. Понятно, что сегодня акции не столь массовые. Это и погодные условия и, конечно, фактор пандемии. Кстати, последнее как раз объединяет протесты в Беларуси и России. Ковид не останавливает людей, и они, несмотря на опасность заражения, выходят. Но, подчеркну, что в России протесты, учитывая масштаб страны, малочисленные, и скорее всего они скоро заглохнут, так как нет глобальных политических требований. Но их можно расценивать как своего рода репетицию к возможным массовым акциям в период осени, когда будут выборы в Госдуму. Зато однозначно, что нынешние российские волнения – это отличная реклама Tik Tok. Мне кажется, компании ByteDance (владелец соцсети) стоило бы доплатить участникам за такую масштабную популяризацию ресурса в Рунете.
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...