В России единый день голосования 9 сентября, который оппозиция совместила с "единым днем протеста", прошел вполне удовлетворительно для властей. Выборы проходили в 80 регионах из 85, и во всех регионах кандидаты от "Единой России" празднуют победы. Только в считанных случаях, как например, в Хабаровском крае, на губернаторских выборах дело дошло до второго тура, впрочем, с вполне предсказуемым победителем либо из рядов правящей партии, либо, как это в принципе может случиться во Владимирской области, ее верного союзника – ЛДПР (напомню, что к "соколам Жириновского" принадлежит нынешний пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, равно как и бывший глава Центризбиркома "волшебник" Владимир Чуров), пишет Борис Соколов для Day.kyiv.ua.
В Москве мэр Сергей Собянин получил чуть более 70% голосов (очевидно, 70-процентный барьер был контрольной цифрой для избирательных комиссий) при натянутой всеми силами 30-процентной явке, которая в среднем по стране также не превышала одной трети. Но власть, по большому счету, исход региональных выборов волновал мало. Она в нем не сомневалась. Ее волновал реальный размах протестов против пенсионной реформы, главным организатором которых на этот раз выступал Алексей Навальный и его Фонд борьбы с коррупцией. Поэтому на предотвращение протестов и борьбу с ними были, вероятно, брошены не меньшие ресурсы, чем на выборы.
При том, что самого Навального и многих руководителей его штабов на местах повязали еще задолго до 9 сентября, протесты состоялись практически во всех крупных городах (всего городов, в которых прошли более или менее значимые демонстрации – 39, причем почти везде власти отказывались согласовывать протестные выступления). Что само по себе можно счесть успехом. Однако размах протестов был совсем не впечатляющим. В Москве, например, по разным оценкам, в них приняло участие порядка 2 тысяч человек, а в Петербурге – 5 тысяч. Это явно не тот размах протестов, с которым власти стали бы считаться. Зато по жесткости и размаху задержаний прошедшие демонстрации стали во многом выдающимися. Всего было задержано более 840 человек, а это очень немало, учитывая, что общее число протестующих – всего лишь несколько десятков тысяч.
Больше всего задержанных – в Петербурге, 354 человека (там и демонстрация была наиболее массовой). Некоторые города установили местные рекорды по числу задержанных. Например, Екатеринбург, где "свинтили" 129 человек. Такого количества задержанных столица Урала не знала уже много лет. При этом хватали как реальных участников протестов, так и случайных прохожих, и исполнявших свой профессиональный долг журналистов. Среди жертв полицейского произвола – женщины, дети, старики-пенсионеры, в том числе 80-летние. Предположение, что в единый день голосования полиция и ОМОН не будут "винтить" протестующих в тех масштабах, как это происходит в обычные воскресные дни, к сожалению, не оправдалось. Даже в Москве, где и иностранцев побольше, и проходил масштабно отмечаемый праздник – День города, было задержано, причем часто – в жесткой форме, с побоями, 36 человек. Добрые и вежливые полицейские, всегда готовые помочь людям, чудесным образом испарились с московских улиц вместе с завершением мундиаля и с отъездом подавляющего большинства интуристов.
Читайте:
Россию ждет одна большая "ДНР" от моря и до моря
Жесткими полицейскими мерами, дешевой путинской демагогией о якобы "смягчении" последствий пенсионной реформы и безудержной, зомбирующей телепропагандой власть смогла существенно ограничить размах протестов. Согласно последним социологическим опросам, 77% населения России выступает против повышения пенсионного возраста. И в это можно поверить. А вот в то, что, согласно тем же опросам, 53% недовольных готовы непосредственно участвовать в акциях протеста, верится с трудом. Во всяком случае, если и готовы, то только не в таких, когда на головы демонстрантов обрушиваются дубинки и людей десятками тащат в автозаки. Так что сегодня власть может чувствовать себя победителем и спокойно продолжать продавливать непопулярную пенсионную реформу.
Однако в долгосрочной перспективе эта победа может оказаться пирровой. Репрессии против мирных протестующих постепенно радикализируют протест. Люди, участвующие в протестных акциях и становящиеся жертвой полицейского произвола, неизбежно будут задумываться о том, что необходимо каким-то образом организовываться для противодействия незаконным действиям сил правопорядка. И постепенно уровень насилия будет расти с обеих сторон. А это в конце концов приведет к тому, что власти смогут разгонять достаточно многочисленные демонстрации только с применением вооруженной силы, т. е. попросту говоря, стреляя по демонстрантам боевыми патронами.
Подобное развитие событий может привести к непредсказуемым и весьма трагическим последствиям, вплоть до революции, и кровавому сценарию смены режима, чего всячески стремятся избежать как системные либералы в России, так и западные партнеры Путина. Однако история учит, что те правители, которые не дают выхода протестным настроениям в те или иные разрешенные отдушины, часто сами становятся жертвами насилия. Нынешний российский президент может, в конечном счете, оказаться в их числе.
Ну, а пока что инициируемые Навальным и его сторонниками протесты против пенсионной реформы дают отличную телекартинку для западной общественности, которая лишний раз наглядно убеждается, что Путин ничего общего с демократией и основными правами человека не имеет. Тем самым успешно нейтрализуется вся направленная на Запад пропутинская пропаганда таких ресурсов как "RussiaToday" и "Спутник".
Пока трудно сказать, насколько исчерпаны возможности к организации новых протестных акций у Навального и тех структур, которыми он руководит. Но нельзя исключить, что ему на смену в России придут более радикальные элементы, с которыми власть уже не справится. Ибо ее социальная база сужается, как шагреневая кожа. А такая ситуация грозит взрывом при малейшем внешнем толчке. Пенсионная реформа даст власти только временную финансовую передышку от тягот, вызванной аннексией Крыма и войнами на Донбассе и в Сирии. Да и длительность этой передышки новыми западными санкциями может быть сведена к минимуму.
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...