Все вы уже, конечно, слышали новость о полном разрыве взаимоотношений между РПЦ и Константинополем. Теперь верующим, относящим себя к русской церкви, будет запрещено причащаться в храмах Константинопольского патриархата, а священники и иерархи не смогут проводить общих богослужений.
Для нас, украинцев, всё это не вызывает какого-либо удивления, ведь на протяжении двух десятков лет любому, хоть раз молившемуся в храме УПЦ КП, был запрещён вход на территорию монастыря, находившемуся во владении Российской православной церкви, пускай и Московского патриархата.
Украинцы это пережили, получив право на церковное самоопределение, переживут это и в Константинополе.
Уже многие эксперты дали оценку нынешнему явлению, хлёстко обозначив: решение Синода РПЦ – это самоизоляция. И они правы, ведь Москва по-другому сделать не могла. Если бы РПЦ предала патриарха Варфоломея анафеме, как собиралась, это бы означало окончательное превращение бесправной церкви в группу язычников; а если бы она промолчала, то показала бы свою слабость. Впрочем, окончательный расчёт был предельно неточен: ведь решение изолироваться – это тоже проявление слабости, неспособности противиться.
Читайте:
Кремль сегодня ожидает окончательный крах
И как же потешно выглядело это заседание Совета безопасности РФ, где Путин вместе со своими силовиками пытался придумать, как он будет реагировать на предоставление автокефалии украинской церкви. Ведь нет сомнений в том, что Синод РПЦ – это всего-навсего ширма, что решение о капитуляции было принято на том самом Совбезе.
На Совбезе, где собрались отнюдь не единомышленники, а на данный момент противники – главы российских спецслужб, яро конкурирующие между собой, - ГРУ и ФСБ. Последняя - и об этом знает даже ребёнок - курирует РПЦ; именно она вместе с СВР отвечала за операцию по срыву предоставления Томоса.
А самое смешное во всей этой ситуации – то, что на фоне стольких проколов ГРУ и лично министра обороны РФ Шойгу проигрыш СВР и ФСБ – куда более значимое поражение, даже можно сказать стратегическое, особенно, если мы говорим об украинском направлении.
Кстати, последней также следует отдать должное, ведь её подразделение, РПЦ, избавило нас от лишних объяснений и потрясений: в Москве сами отождествили УПЦ МП с Российской православной церковью. Теперь нам не нужно мучиться и заниматься ребрендингом – российские спецслужбы всё сделали за нас.
Однако я бы хотел говорить не о делах церковных: все эти стенания русских архиереев о потере свечных заводиков, правда, мало волнуют. Интерес вызывает совершенно иное: полный провал концепции "русского мира".
Помните, на чём она зиждилась? На трёх столпах: единый народ, один язык, одна церковь (причём заметьте: не вера, а именно церковь).
Читайте:
Репутация страны уничтожена на десятилетия вперед
С объединением народов сразу не заладилось: ещё с декабря 2014 года, когда украинцы вышли на главную площадь страны, воспротивившись экономическому союзу (читай, всецело политическому) с Россией. Они захотели идти в сторону Европы.
Так называемое воссоединение народов произошло лишь в Крыму и на отдельных территориях Донбасса, притом произошло оно насильно и незаконно. А что дальше? Неудача за неудачей: поражения в Харькове, Одессе, в Днепропетровске. Тогда, на начальном этапе, русских точно остановило нежелание украинцев отдавать свои территории на растерзание Кремлю. Так был обрушен первый столп концепции "русского мира".
Языковой вопрос, которым прикрывалась Россия для аннексии Крыма, оказался обычным фейком: по всей Украине многие продолжают говорить по-русски… в быту. Более того, даже могут позволить себе на русском языке критиковать путинский режим. Преследований нет, но появилось другое – желание украинской молодёжи изучать другие языки: английский, французский, даже японский. По отношению к русскому такого желания не возникает. А всему виной разница жизни обычного европейца и россиянина, да и агрессия страны-оккупанта.
Теперь вот церковь решила изолироваться. При этом в Украине никто не воспрещает функционировать ей; только будьте добры, проводите богослужение под своим настоящим именем – под именем Русской православной церкви. Чтобы и в нашей стране люди узнали, кто способствовал агрессии в Крыму и на Донбассе, священнослужители чьих монастырей призывали "Россия приди!", встречая оккупанта с хлебом и солью, и под вывеской чьих храмов работали и продолжают работать российские спецслужбы как здесь, так и, положим, на Балканах.
Читайте:
Сокрушительный удар по путинской администрации начался
Нет, конечно, сейчас же будет стоять другая задача: восполнить потери на территории "братской" Беларуси. Не зря же её президент окучивал Кирилла (Гундяева), рассказывая о "красных линиях", которые преступила Украина, о своей безусловной лояльности РПЦ.
И это понятно, ведь для самой Беларуси ситуация складывается ещё хуже, чем для нас с вами в начале 2014 года: если в нашей стране в тот период российские спецслужбы были вовлечены в активные политические процессы, то там они просто руководят ими. Поэтому у Александра Лукашенко нет другого выхода, кроме как подчиниться Москве и позволить РПЦ хоть сколь-нибудь восполнить потери от утраты позиций в Украине.
Сейчас же, спустя время, становится понятно, что Москва правда капитулировала перед Константинополем: раскола нет, ультиматумов другим церквям также не предвидится.
А почему это произошло? Не только по причине действующих западных санкций и твёрдой позиции Патриарха Варфоломея. Здесь важную роль сыграл ещё и тот сигнал, который Кремль получил из Вашингтона, прямо из Овального кабинета.
Необходимо мало-мальски разбираться в традиции американской дипломатии, чтобы понять: слова, сказанные президентом США Дональдом Трампом в адрес Путина в эфире телеканала CBS, неслучайны.
Глава Белого дома недвусмысленно дал понять, рассказывая о поддержке, которая им оказывается Украине, признавая, что Россия вмешивалась в избирательную кампанию 2016 года, а Путин "вероятно причастен к отравлениям и убийствам": Соединённые Штаты поддержат нас, если в Кремле решат пойти на эскалацию. И это послание было передано непосредственно в день проведения Синода РПЦ.
Москва же, понимая все риски – возможные новые санкции и неминуемое превращение РПЦ в отряд язычников, - решила отступить, капитулировать. И не нужно думать, что это решение вот только сейчас было принято.
Читайте:
Капитуляция РПЦ: на раскол православия в Москве не решились
Нет, спецслужбы и подконтрольные им пропагандисты начали готовить российского обывателя заблаговременно. Сформировали искусственный конфликт на границе Чечни и Ингушетии, арестовали двух полупьяных футболистов, после чего неделю смаковали их публичное раскаяние, даже создали иллюзию поражения партии "Единая Россия" на местных выборах. В общем, сделали всё, чтобы отвлечь внимание от своего стратегического проигрыша.
Впрочем, здесь важно иное: не то, во что уверовал российский обыватель, а то, во что верит российская власть. Она жаждет реванша – хочет одержать победу на выборах в Украине. Но вот незадача: провал концепции "русского мира" - отказ от идеи единения, общности языка и церкви – на практике означает лишь одно: любой, поддерживаемый Россией кандидат, потерпит фиаско. И вот это поражение – с точки зрения борьбы идеологий – будет для Кремля последним.
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...