Aljazeera: куди подасться Молдова - в провінційну Росію чи велику Європу
Оригинал материала опубликован на Aljazeera. Перевод сделан специально для "Обозревателя".
Расположенная между Украиной и Румынией Молдова является одной из беднейших стран Европы. Сейчас перед ней стоит важное задание – определить курс дальнейшего развития.
После распада СССР в 1991 году Молдова еле сводила концы с концами, и, видимо, у нее до сих пор не получилось полностью стать на ноги. Сегодня эта страна с населением в три миллиона жителей является самой бедной в Европе. Молдове не привыкать выбирать между двумя золами наименьшее – между Европой и Россией. Но, судя по последним событиям, она на этот раз уже определилась, выбрав проевропейский курс.
59-летний Влад Петреску раньше был советским патриотом, служил на Тихоокеанском флоте в течение трех лет и более чем два десятилетия водил грузовики с молдавским вином и фруктами (эти продукты являются основой экономики Молдовы) в Москву, Киев и нефтяные городишки Сибири. Лысеющий, жилистый и загорелый мужчина, с некой гримасой отвращения и жалости, вспомнив коммунистическую пропаганду, так описал свое детство: "Я думал, что рос и жил в мире самого передового и справедливого общества. Ведь в Советском союзе все любили Молдову за ее вино и веселую музыку".
Тем не менее, экономика этой страны, в значительной степени, основана на сельском хозяйстве и очень зависит от "пропавшего поколения", сотней тысяч мужчин и женщин трудоспособного возраста, работающих нелегально в России и Европейском Союзе. Около двух пятых валового внутреннего продукта Молдовы (ВВП) зависит от их денежных переводов, как сообщает Всемирный банк.
Издание подчеркивает, что Молдова – это страна тихих парадоксов. Большинство молдаван говорят на румынском, но исповедуют греческое православное христианство. В южной автономии области Гагаузии доминируют тюрко-говорящие люди, но они также являются православными христианами.
Яростный пророссийский регион Молдовы – Приднестровье, отделился более чем 20 лет назад, но границы "не запечатаны", экономические связи не были разорваны, и многие молдаване регистрируют свои автомобили в Приднестровье из-за низких налогов.
Молдова была единственным экс-советским народом, где коммунисты вернулись к власти в 2001 году. Восемь лет спустя они потеряли ее, так как тысячи проевропейски настроенных молодых людей сожгли здание парламента в знак протеста против фальсификации выборов.
Мечты ЕС
Новая правящая коалиция Молдовы пообещала членство в ЕС, и многие жители приветствовали такую перспективу – в том числе и Петреску, который вспоминает свое и молдавское советское прошлое, как бремя. "Европа не заставляет мое сердце петь, но она нужна нам, чтобы в один день наши политики стали честными и свободными от коррупции. Наше лучшее будущее расположено в большой Европе, а не в провинциальной России", - заявил Петреску, который в настоящее время владеет небольшой транспортной компанией в Кишиневе, столице Молдовы.
Обремененные финансовыми проблемами и экономической неравностью 28 стран-членов ЕС в течение многих лет тепло отзывались о мольбах Молдовы присоединиться к союзу. Но в июне 2014 года, после того, как Россия аннексировала Крым и расположила террористов в восточной Украине, ЕС подписал Соглашение об ассоциации с Молдовой, заверив ее, что в ближайшее время она может стать подходящим кандидатом. Официальная Москва не медлила с ответом на такую выходку: просто запретила экспорт молдавских фруктов, овощей, и мяса.
Проевропейски настроенным сторонам, однако, не удалось выполнить свои обещания. Их правление не улучшило экономические перспективы, даже наоборот, повело за собой коррупционный скандал из-за кражи в $1 млрд из банковской системы Молдовы – сумма, равная одной восьмой ее годового ВВП.
"Европейская интеграция Молдовы уже выдыхалась. Если год назад обсуждение в Кишиневе представляло Молдову в качестве кандидата в ЕС в 2015 году, сегодня такие перспективы даже не упоминаются", - решительно заявили политологи Станислав Секриеру и Анита Собджак в статье, опубликованной Польским институтом международных дел в середине июня.
Этот скандал был только на руку левым (промосковским партиям). "Люди хотят перемен, они очень устали, а правящие партии, связанные с европейской интеграцией, также связаны с воровством, распадом страны и коррупцией", - сообщал Ян Фельдман, член парламентской комиссии по борьбе с дискриминацией.
Принужденный альянс
На муниципальном голосовании 14 июня несколько промосковских кандидатов были избраны членами совета и мэрами городов. Россия заманивала молдаван в течение длительного периода времени, чтобы они присоединились к Таможенному союзу – интеграции под патронатом России, но якобы похожей на Европейский Союз. Некоторые бывшие советские народы опасаются его, так как считают, что он приведет к реинкарнации Советского Союза.
Тем не менее, около 58% граждан Молдовы выступают за вступление в Таможенный союз, в соответствии с последним опросом, проведенным в апреле Институтом общественной политики (местного аналитического центра). Менее 26% голосуют против него. Для пожилых людей этот выбор обоснован ностальгией или убеждениями в царской самоотверженности Москвы. Но некоторые молодые молдаване, которые не имеют иллюзий по поводу политических игр Кремля, по-прежнему выбирают Москву как меньшее из двух зол.
"Я понимаю, что никому мы не нужны, но, по крайней мере, Россия может купить то, что мы производим. Все европейские страны имеют хорошее сельское хозяйство, так что у всех есть свои овощи, фрукты и вино, и нам нечего больше им предложить", - объяснила 34-летняя Елена Могильдан, владелец ресторана быстрого питания в Кишиневе.
С 2006 года Россия ввела запрет на импорт молдавского вина, овощей и фруктов, что негативно повлияло на экономику Республики Молдова. Российские миграционные власти депортировали тысячи молдавских мигрантов-тружеников из-за предполагаемых нарушений. Это еще одно доказательство того, что Россия оказывает политическое давление на Молдову.
Ностальгия
Существует еще один вектор развития. Молдова была частью Румынии с 1918 по 1940 гг., и идея об их воссоединении была популярна в начале 1990-х годов, что вызвало доминирование славян в Приднестровье (они хотели вырваться из-под власти центрального правительства после кровавого конфликта).
В этом году тысячи людей собрались в Кишиневе с новыми требованиями воссоединить эти страны. "Активистами" в основном выступила молодежь и интеллигенция, которые думают, что Россия со своей медвежьей силой предпочитает лишь жестокой давление. "Молдова слишком маленькая и слабая, чтобы быть независимой, и мы всего лишь пешки в имперских играх. Нам нужна великая Румыния, чтобы быть сильными, а не жить, как ампутированная часть тела", - заявила студентка университета.
Она также с гордостью сообщила, что единство Молдовы и Румынии восходит к 15-му веку, когда правитель Румынии Влад Цепеш, чья жестокость превратила его в народного героя, которого все боялись, известного, как граф Дракула, объединил свои силы с молдавским царем, чтобы бороться против Османской Турции.
"Мы должны быть такими же бесстрашными, как Дракула", - сказал 21-летний студент.
Популярность прорумынских групп в Молдове, однако, составляет менее 15%, а основные политики не поддерживают эту стратегию развития страны. Но большинство румын выступают за такую идею, и их предыдущий президент Траян Бэсеску назвал это воссоединение "следующим национальным проектом" его страны.