Як правильно "займатися сепаратизмом": каталонський урок для "донецьких"
В последние дни нет более любимой темы для сторонников отколупывания от Украины тех или иных кусков территории (напрямую или под видом федерализации), чем результаты выборов в Каталонии. На этих выборах, напомним, уверенную победу одержали сторонники независимости.
Испанская автономная провинция прочно заняла свое место в сознании граждан, привыкших мыслить штампами и готовыми медийными образами. Между тем, с каталонским вопросом не всё так просто, и ответ на него в нашем контексте логично распадается на два: 1) Да, Каталония упрямо движется к отделению от Испании и 2) Нет, "ДНР"-"ЛНР" здесь ни при чем и размахивать плакатиками "же суи каталонь" для сторонников "Новороссии" как минимум неуместно.
Читайте: На выборах в Каталонии победили сепаратисты
Итак, в Каталонии прошли досрочные парламентские выборы. Большинство голосов набрала коалиция "Вместе - за!", по-каталански "Junts pel si!" Не будем отвлекаться на пресловутое "хунтс" в названии победителей, хотя это именно то слово, о котором вы подумали. Коалиция объединила партию Левых республиканцев, а также либералов и христианских демократов из блока "Конвергенция и Союз".
Это общая для Европы тенденция, когда левоцентристы и правоцентристы настолько перестают отличаться друг от друга, что вполне способны вступать в коалиции и формировать совместные правительства. В случае с "Junts pel si!" эта способность к сотрудничеству стимулируется общей целью, и цель эта - независимость Каталонии.
Относительное большинство - 62 места в парламенте автономной области из 135 - позволило им заявить о намерении приступить к формированию самостоятельного государства.
Положение, в котором оказалась Каталония после выборов, прокомментировал для "Обозревателя" международный журналист Карл Куяс-Скрижинский (Берлин):
- Не надо забывать, что в результате голосования сторонники независимости получили в региональном парламенте большинство депутатов, но не большинство голосов (47,74% - 50,62%). Именно эту карту попытается использовать Мадрид, чтобы оказать давление на главу Каталонии Артура Маса. Испанский премьер-министр Мариано Рахой уже завил, что готов к диалогу, но не допустит ни "уничтожения закона", ни обсуждения "единства Испании и национального суверенитета" (ФРГ уже тоже попросила Каталонию уважать испанский и европейский законы).
Не надо, правда, забывать два важных момента: во-первых, Народная партия Рахоя и оппозиционные социалисты были обойдены в Каталонии Гражданской партией, которая стала вторым по силе политическим формированием в автономной области, что является сильнейшим ударом по этим традиционным партиям по всей стране; и во-вторых, в конце этого года в Испании пройдут парламентские выборы и от их результата будет во многом зависеть дальнейший путь каталонской независимости, к которой, кстати, даже среди ее сторонников, нет однозначного подхода. Так выступающая за отделение региона от Испании крайне левая партия Кандидатура народного единства, которая получила 10 мест в парламента, уже заявила, что исключает одностороннюю независимость.
В любом случае ситуация в Каталонии отнюдь не радужна: большой долг, 19% безработицы (почти 44% безработных моложе 25-ти лет), плачевное состояние медицинского обслуживания и образования, и коррупция, которая охватила все социальные слои и партии без исключения. Поэтому отнюдь не однозначно, что отсоединение от Испании принесет автономии процветание. Часть политических аналитиков даже считает, что Мас именно поэтому и разыграл карту независимости, чтобы отвлечь внимание от насущных проблем, которые были практически не затронуты во время предвыборной кампании. В любом случае, сторонники независимости одержали крупную победу, но до полной и окончательной виктории им еще предстоит долгий путь".
Правительство Испании уже заявляет, что никакого сепаратизма не допустит - мол, и так, начиная с конца 70х прошлого века - постоянные уступки. Во-первых, дали национальную автономию. Во-вторых, язык каталанский разрешили - и не просто разрешили, а все школы в АО перевели на каталанский. И, наконец, провели целый ряд экономических реформ, в результате чего значительная часть налогов из Каталонии перестала утекать в центральный бюджет Королевства. Но каталонцы уже закусили удила.
Собственно каталонцев здесь около 35%, а испанцев, большинство из которых переехало в Каталонию в 20-м веке - около 45%. И тем не менее, как видим, многие из этих "оккупантов" тоже голосуют за независимость. Интересна языковая ситуация: 46% называют родным испанский, 37% - каталанский, причем испанский преобладает в крупных городах, в частности, в Барселоне, а каталанский - в сельской местности.
Читайте: Языковой вопрос в испанских регионах: о чем спорим?
У Каталонии своя древняя история. Готалония со столицей Барселоной известна с V века. Потом была конкиста, владычество мавров, потом реконкиста и основание Графства Барселонского, которое позже влилось в Арагонское королевство. Под власть испанской короны Каталония попала только в XVIII веке и с тех пор периодически предпринимает попытки получить независимость. В 30х годах XX века каталонцы выступили против франкистов, а республиканское правительство признало их право на автономию. А потом была победа Франко, репрессии, политика испанизации, была партизанская война и, наконец, 1979 год, когда франкистский режим пал, а Каталония возобновила свое движение к автономии, а потом и к государственной самостоятельности. Этот курс не раз подтверждался результатами выборов и плебисцитов.
Почему Испания так держится за Каталонию? Да потому что любому государству свойственно хранить свою территориальную целостность. А еще потому что это промышленно развитый регион, в котором 16% населения Испании дает 23% валового национального продукта. Причем это не сырьевая кладовая - наоборот, природа обделила Каталонию природными ископаемыми. Здесь производят автомобили, текстиль, химическую продукцию и лекарства. ВВП Каталонии сопоставим с ВВП Финляндии.
Согласитесь, Мадриду есть что терять. Но на что готов пойти Мадрид, чтобы не потерять Каталонию, которая твердо решила уйти - это пока не ясно. Будет ли это инициированная Испанией и поддержанная Евросоюзом международная политическая изоляция Каталонии с парадом "непризнаний"? Или экономические санкции? А может быть, Испания смирится с неизбежным? В любом случае, использование танков и реактивных систем залпового огня с обеих сторон крайне маловероятно - не тот уровень отношений, не тот уровень политической культуры.
Читайте: Выборы в Каталонии как предвестник новых политических битв
Итак, что же такое Каталония? Это такая испанская "ДНР"?
Да ну? А покажите нам большую и могучую "Каталонскую Федерацию", которая поддерживает Каталонскую Народную Республику материально и политически? Которая на весь мир кричит об утеснениях прав каталаноязычных в Испании? Нету? Где вооруженные банды, захватывающие муниципалитеты и вспарывающие животы происпански настроенным гражданам? Тоже нету? Ну так о чем речь?
А речь о том, что Каталония для Испании - это не такая себе ДНР для Украины, это такая себе Украина для России. Только попавшая в иные исторические обстоятельства: метрополия не развалилась, а центральная власть относительно договороспособна. Поэтому и процесс отделения затянулся, но при этом проходит мирно и спокойно.
Если бы Донбасс подошел к вопросу об отделении от Украины по-каталонски, то есть, цивилизованно - кровавого кошмара на Юго-Востоке удалось бы избежать. Но беда в том, что Донбасс не мог подойти к этому вопросу по-каталонски. Потому что для этого нужно быть Каталонией. Народом с многовековой историей государственности и национально-освободительной борьбы, с реальными фактами национального угнетения со стороны франкистской Испании, с сепаратистской позицией, подкрепленной многократными волеизъявлениями граждан на легитимных выборах и плебисцитах, а также с развитой самодостаточной экономикой и сильными переговорными козырями в отношениях с Мадридом.
Ничего подобного на Донбассе нет. Есть бесполезный фантом "Донецко-Криворожской республики" - ситуативного квазигосударственного марионеточного краткосрочного проекта большевиков. Есть куча дорогого угля глубоко под землей и несколько устаревших металлургических комбинатов. Есть забитое и ограбленное собственными олигархами население, которое ничего не решало раньше и тем более ничего не решает теперь. Есть проведенный в ходе боевых действий под дулами автоматов псевдореферендум. Поэтому по-каталонски - не получилось бы, да никто и не пытался. Получилось с помощью страха (сейчас бандеровцы всех вырежут) и обещаний жирного куска (Россия поможет, заживем припеваючи, надо только пострелять). Результат налицо.
Так что, дорогие местные фанаты сепаратизма, Каталония, какая бы она ни была - это не про вас. Про вас - премия Дарвина.