Бомбардування в Сирії: чого добився і чого хоче Кремль - Washington Post
Военное вмешательство России в сирийский конфликт постепенно склоняет течение войны на пользу президента Башара Асада. Этого вмешательства вполне достаточно, чтобы попытки мирного урегулирования конфликта пропали втуне, отмечает американское издание Washington Post.
И хотя территориально победы режима Асада весьма незначительны, но три с половиной месяца неустанных авиаударов России по его противникам уничтожили какую-либо возможность того, что повстанцы наконец преуспеют в смещении диктатора.
Читайте: Российская авиация в Сирии вновь атаковала мирных жителей: десятки погибших
"Ситуация на местах в Сирии, безусловно, не способствует проведению переговоров прямо сейчас", - говорит Лина Хатиб из аналитического центра "Arab Reform Initiative" в Париже.
Мирные переговоры, запланированные в Женеве на следующей неделе, уже и так оказались под вопросом из-за разногласий между Россией и Соединенными Штатами - их главными организаторами - о составе приглашенных.
Читайте: Асад ни при чем: Путин обвинил Запад в сирийском конфликте
Россия и сирийское правительство возражают против поддержанного США списка делегатов оппозиции, составленного в столице Саудовской Аравии, Эр-Рияде. Они заявили, что не будут вести переговоры с людьми, которым сами же и налепили ярлык "террористов".
Российская сторона пытается протолкнуть на переговоры оппозиционеров, которые остались верными Асаду, а также сирийских курдов, ведущих отдельную борьбу на северо-востоке страны.
Представитель ООН Фархан Хак в понедельник заявил журналистам в Нью-Йорке, что Специальный посланник ООН по Сирии - Стаффан де Мистура - не начнет рассылку приглашений на переговоры, пока Россия и США не договорятся о составе представителей оппозиции. Он не исключил, что до 25 января переговоры так и не будут организованы.
Ожидается, что Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел России Сергей Лавров решат разногласия во время встречи в Цюрихе, за пять дней до запланированного начала переговоров.
Даже если список гостей согласуют, все равно остается неясным, примет ли оппозиция участие в переговорах без какого-либо жеста со стороны России и сирийского правительства, который стал бы демонстрацией доброй воли. На прошлой неделе 33 группы повстанцев выступили с заявлением, что не примут участия в переговорах, пока не будут выполнены следующие условия: российские и сирийские войска должны прекратить нанесение авиаударов по гражданским объектам, освободить политических заключенных и отправить гуманитарную помощь осажденным таких городов, как Мадая, где люди умирают от голода.
Оппозиция также требует внести ясность в повестку переговоров, которые официально должны соответствовать формуле, согласованной между Россией и США в 2012 году в Женеве, когда повстанцы были в шаге от победы.
Читайте: Москва умыла руки: опубликован документ об операции России в Сирии
Процесс никогда четко не предусматривал, что Асад должен отказаться от власти, но как оппозиция, так и США заявляли, что считают это целью встречи.
Почти четыре года спустя, сирийская армия и ее союзники при поддержке российских авиаударов наступают на нескольких фронтах; Асада больше ничего не вынуждает уходить, а США перестали на этом настаивать.
Также нет никаких оснований считать, что Асад или Россия будут готовы пойти на какие-либо уступки до или во время переговоров, считают аналитики.
Скорее всего, полагает Хатиб, Россия и сирийское правительство намерены потянуть время для того, чтобы продолжить уничтожать любую оппозицию.
Читайте: Из России с джихадом: ИГИЛ вербует боевиков в Москве
"Стратегия России заключается в том, чтобы ослабить оппозицию Сирии до точки самоликвидации, и потом заявить, что вести переговоры не с кем", - сказала она.
Позиции сторон сирийского конфликта по состоянию на 11 января 2016 года / wikipedia.org
Официальные лица в США говорят что, не прекратив войну, которая уже забрала 250 тыс. жизней и заставила 11 миллионов человек покинуть стану, невозможно решить другие вопросы, такие как уничтожение ИГИЛ и разрешение миграционного кризиса в Европе.
Вместо этого вполне вероятно, что бойня продолжится, а проправительственные силы пытаются извлечь выгоду из постоянного ослабления повстанцев.
Последствия российских авиаударов в Сирии / International Business Times
Российское вмешательство началось с неудач в октябре прошлого года. Первые попытки начать наступление правительственных сил под прикрытием российских самолетов быстро заглохли под градом противотанковых ракет, которые поставлялись США и их арабскими союзниками.
Кремль пришел на помощь Асаду, укрепляя его шаткую власть в тот момент, когда продвижение повстанцев поставило под сомнение способность диктатора выжить.
В этом смысле авиаудары сработали. Как говорят сирийские оппозиционеры, поставки ракет с тех пор замедлились, в то время как интенсивность авиаударов неуклонно увеличивается. Российские авиаудары по линиям снабжения из Турции ограничивают доступ к оружию, а также продуктам питания и гуманитарной помощи.
В то же время правительственные войска продвинулись на нескольких ключевых направлениях. Вытеснив повстанцев из нескольких сел возле турецкой границы в северной провинции Латакия, на прошлой неделе они отбили город Салма, почти три года бывший под контролем повстанцев. Силы Асада также продвинулись у ключевого города Алеппо и начали угрожать некоторым опорным пунктам повстанцев на юге Сирии.
Читайте: Почему все так легко сходит Путину с рук?
Даже если переговоры удастся провести, при текущем балансе сил, смещенном в пользу правительства и его союзников, конструктивного решения на дипломатической арене ждать не стоит, считает Джефф Уайт - военный аналитик Вашингтонского института ближневосточной политики.
"В нынешних условиях у стороны с военным преимуществом нет никаких причин для поиска взаимовыгодного решения. Более сильная сторона будет просто диктовать свои условия на переговорах", - сказал он. Добавим, что "переговоры либо провалятся из-за того, что представители оппозиционных сил, откажутся принять условия капитуляции, либо боевики на местах просто проигнорируют их и продолжат сражаться".
Как сообщал "Обозреватель", ранее международная правозащитная организация Amnesty International заявила, что в результате российских бомбардировок в Сирии погибли сотни мирных жителей, а многие из авианалетов могут расцениваться как военные преступления.
В свою очередь, президент РФ Владимир Путин сказал, что участие России в военной операции в Сирии стало "наилучшими, что только можно представить" учениями для российских войск.
Кроме того, ранее правозащитники заявили, что в прошедшем месяце в Сирии применялся зарин - сильнодействующий токсичный газ, запрещенный множеством конвенций.