За несколько месяцев до выборов в Грузии по-прежнему нет очевидного лидера: у основанного Михеилом Саакашвили "Нацдвижения" и правящей "Грузинской мечты" почти поровну сторонников. Политическая борьба между конкурентами уже накалилась вплоть до кулачных боев, а вечные вопросы вроде вступления в НАТО и отношений с Россией остаются главными темами манипуляций
Парламентские выборы в Грузии пройдут 8 октября. И совсем скоро – ровно за четыре месяца до этой даты – в стране начнется предвыборная кампания. Небольшая репетиция выборов, к слову, уже состоялась. И носила не самый дружелюбный характер.
Во время промежуточных выборов в селе Корцхели региона Самегрело были избиты представители основанной Михеилом Саакашвили партии – "Единого национального движения" (ЕНД), являющего сейчас главной оппозиционной силой в стране. В некоторых нападавших узнали известных грузинских спортсменов.
В ЕНД ожидаемо назвали нападение спланированной акцией правящей политсилы – партии "Грузинская мечта – Демократическая Грузия". И заявили, что прекращают участие в работе парламента, пока не будут наказаны избивавшие. Символично, что обсуждение инцидента также не обошлось без кулачных боев – участвовали уже депутаты двух главных политсил Грузии.
Реванш партии Саакашвили
После драки в Самегрело губернатор Одесской области Михеил Саакашвили в эфире одного из грузинских телеканалов спрогнозировал победу своей бывшей партии на парламентских выборах и анонсировал свое участие в предвыборной кампании, несмотря на то что лишился грузинского гражданства и является фигурантом сразу нескольких уголовных дел у себя на родине.
Об этом же сказала и одна из лидеров "Единого национального движения" Эка Херхеулидзе и привела в пример победы ЕНД в том же Самегрело и в еще одном округе. Как утверждает в комментарии "Эху Кавказа" политолог Алеко Квахадзе, результаты промежуточных выборов действительно свидетельствуют, что "Нацдвижение" имеет неплохие шансы на победу на выборах в парламент. Квахадзе особо отмечает победу в поселке Насакирали, который традиционно считался вотчиной "Грузинской мечты".
Читайте:
Выборы в Грузии: бороться не на жизнь, а на смерть
Грузинская мечта победила в 7 из 9 избирательных округов. В некоторых ее выдвиженцы победили с огромным отрывом. Но все же опросы подтверждают рост популярности ЕНД и продолжающееся падение "мечтателей". Сейчас разрыв между ними составляет всего 1% в пользу правящей партии. Результат выборов почти наверняка определят голоса 15% грузин, которые пока не знают, за кого голосовать.
Правящая партия уже вовсю пугает избирателей тем, что ЕНД после прихода к власти развернет преследования депутатов "Грузинской мечты" и их избирателей. В то же время, если верить Давиду Бакрадзе из "Нацдвижения", его политсила в случае победы примет закон о политическом примирении, который должен исключить реализацию реваншистских настроений.
Бывший советник создателя "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили, а ныне политолог Гия Хухашвили считает, что ЕНД действительно может обойти правящую партию. Правда, наиболее показательным моментом ближайших выборов такой результат не будет: важнее, что общее количество сторонников двух партий на данный момент составляет меньше половины всего электората. Поэтому чем выше будет явка, тем хуже окажутся результаты "Грузинской мечты" и "Нацдвижения".
Проблемы курса
После смены правительства в 2012 году европейский и "атлантический" векторы не были свернуты. Если верить президенту страны Георгию Маргвелашвили, со временем Грузия совершенно точно станет членом НАТО. Именно об этом он месяц назад заявил на открытии совместных со США и Великобританией военных учений Noble Partner 2016. В них приняли участие полтысячи грузинских, 650 американских и 150 британских военных. Учения завершились созданием первой грузинской роты Сил быстрого реагирования НАТО.
В отличие от Украины, Грузия наравне с балканским трио (Босния и Герцеговина, Македония и уже получившая приглашения Черногория) является официальным кандидатом на вступление в Альянс. В прошлом году в Тбилиси даже всерьез рассчитывали на Варшавский саммит НАТО, который пройдет в июле. Однако сейчас официальна позиция Альянса ясна: дорожную карту Тбилиси пока не получит. Об этом ранее говорил спецпредставитель НАТО по Южному Кавказу и в Южной Азии Джеймс Аппатурай. Об этом же говорит и министр обороны Грузии Тинатин Хидашели.
Также понятно, что в Грузии, как и в Украине, интеграция с НАТО зависит не только от повышения стандартов армии, но и от политического фактора, который может быть определяющим. Речь, конечно, о давлении России и согласии 28 стран-членов Альянса.
Читайте:
Пришло время для "смелых решений" НАТО по Кремлю - Минобороны Грузии
Политику "мечтателей" во главе с Иванишвили в отношении движения в НАТО лучше всего характеризуют слова самого миллиардера. В недавнем письме он в который раз назвал евроатлантическое направление единственным курсом грузинского правительства. Но не преминул добавить, что Грузия будет учитывать интересы соседей, а один из них – Россия – как раз заинтересована в том, чтобы помешать такому движению Грузии.
Год назад Хидашели предупреждала, что, если в Варшаве Тбилиси не получит дорожную карту, общество может разочароваться в прозападном курсе, а на выборах в 2016 году к власти могут прийти пророссийские силы. В этом году пророссийские силы действительно имеют шансы попасть в парламент.
Еще один немаловажный фактор – все еще не реализованный безвизовый режим. Вместе с Украиной Грузия оказалась в числе стран, визовые послабления которым, по информации Reuters, пока отложили. Причина ожидаема – рост миграции в Европу. Пока это о многом не говорит, но каждая заминка маленьким камешком ложится в стену неудовлетворенности темпами евроинтеграции: причем виновными в глазах граждан оказываются как местные, так и европейские политики.
По результатам последнего исследования тбилисского Института национальной демократии, 80% грузин все еще поддерживают курс правительства в ЕС. Правда, растет число тех, кто при этом хочет и улучшения отношений с Россией. Сторонниками исключительно прозападной политики являются лишь 14% граждан. 52% – хотят прозападного курса с налаживанием отношений с Россией. 16% отдают предпочтение российскому вектору, но признают важность отношений с Западом.
Разочарованность и негативное влияние российской пропаганды в понимании сути евроинтеграции очевидны: если в 2013 году 31% процент опрошенных посчитали, что ЕС угрожает грузинским традициям, то в 2015 году таких оказалось уже 45%.
Не будем ссориться с Россией
Понятно, что в России на любые военные учения НАТО принято реагировать обвинениями Альянса в провокациях, желании дестабилизации и чуть ли не намерении Грузии напасть на Россию. В Тбилиси попытки Москвы диктовать свои условия отбросили и заявили, что сами будут решать, какие учения проводить на своей территории. Однако дипломатическими играми дело не ограничилось.
Читайте:
Экс-министр юстиции Грузии спрогнозировала, когда Саакашвили вернется на родину
Учения стали причиной скандала внутри "Грузинской мечты". Депутат Тамаз Мечиаури высказался, что учения Альянса – "американские танки на грузинской земле" в формулировке Москвы – несут угрозу Грузии. После разгоревшейся дискуссии он покинул партию по собственной воле. Мечиаури, к слову, является другом Бидзины Иванишвили.
После парламентских и президентских выборов 2012-2013 годов Грузии удалось наладить торгово-экономические отношения с Россией. И такую стратегию в "Грузинской мечте" намерены продолжать. Общий курс правительства в отношении Москвы стал гораздо осторожнее. С одной стороны, в грузинском политикуме нет личности которая готова изменить – даже если бы хотела – официальную позицию страны по отношению к оккупации Абхазии и Южной Осетии. С другой, и Бидзина Иванишвили, и нынешний премьер-министр Георгий Квирикашвили, и видная оппозиционерка, бывшая соратница Саакашвили Нино Бурджанадзе регулярно говорят, что Грузия должна налаживать отношения с Россией. Причем Иванишвили оппозиция в лице ЕНД называет российским миллиардером из-за бизнес-интересов в РФ, а Бурджанадзе воспринимается, как открыто пророссийский политик. В т.ч. из-за ее позиции по аннексии Крыма как "волеизъявлении народа".
Месяц назад "Грузинскую мечту" покинул ее бывший исполнительный секретарь и член политсовета Армаз Ахвледиани. Он заявил, что "Мечта" может похоронить грузинскую демократию, взялся критиковать партию за нежелание избавляться от "старых крокодилов" и предупредил о намерении политсилы фальсифицировать результат парламентских выборов. На майском съезде, который состоялся несколькими днями позже, партия объявила чистку от "антизападных элементов", выступающих против евроатлантического курса правительства, а также обновила состав политсовета, который возглавил Квирикашвили. Такая реакция выглядела запоздалой. Эксперты делают вывод, что "Грузинской мечте" так и не удалось стать политической силой с четкой идеологией – так сказать, с одной мечтой. Еще более показательно, что ее создателя Иванишвили до сих пор считают человеком, который смотрит скорее в направлении России, чем на запад.
Ограниченные успехи
Команду Саакашвили в основном критикуют за то, что она хоть и создавала вокруг себя образ прозападных демократов, на самом деле использовала во многом диктаторские способы управления, подчинила себе все ветви власти, искоренила коррупцию на низовом уровне, но не среди элит и т. п. Правда, успехи их преемников из "Грузинской мечты" в плане демократических изменений оказались еще более скромными. Согласно исследованию НПО "Международная прозрачность – Грузия", 70% грузин вовсе не знают о реформах в прокуратуре. Среди тех, кто "увидел" реформы, 40% считают, что они не сделали прокуратуру свободной от политического влияния. Если в прошлом году лишь 4% грузин назвали злоупотребление должностями крайне распространенной практикой, то в 2016 их уже 15%. Полное доверие к парламенту в 7% сменилось 5%, а тех, кто совсем не доверяет законодательному органу, стало на 6% больше – 26%. И, наконец, 43% опрошенных считают, что отставку экс-премьера Гарибашвили инициировал Бидзина Иванишвили.
Читайте:
Грузини мають лишитися?
За 12 лет с 2002 по 2014 год, по недавно обнародованным данным агентства "Грузстат", население страны сократилось на 15%. Причем падение численности произошло прежде всего из-за эмиграции, а не естественной убыли.
Незначительное улучшение наблюдается в сфере занятости: если в 2012 году безработица находилась на уровне 16%, то к 2016 снизилась до 11-12%. Такой эффект в основном обеспечили рост инвестиций и туристический бум в Грузии. Рост турпотока также стал главной причиной улучшения прогноза ЕБРР по росту грузинской экономики в 2016 году в 3,4%, по сравнению с ноябрьским прогнозом в 2,6%.
Как видим, без существенных подвижек в сближении с НАТО и эффективного реформирования грузинские избиратели все чаще обращают внимание на альтернативные взгляды политиков на то, какой должна быть внешняя политика Грузии. Главные политсилы страны теряют время на межпартийную и внутрипартийную грызню. Полноценный приход пророссийских сил пока невозможен, но после осенних выборов их влияние на правительство может увеличиться.