Юрій Кирпичов
Юрій Кирпичов
Колумніст

Блог | 11 вересня 2001 року – 20 років трагедії: що змінилося в США

16,0 т.
11 вересня 2001 року – 20 років трагедії: що змінилося в США

Мій зять Костянтин Агєєв, не будучи за своєю природою педантом, в той день спізнювався на роботу і можливо, саме це врятувало йому життя. Він уже вийшов з дому, коли моя стривожена дочка вискочила на ганок і крикнула, щоб негайно повертався: по телевізору показували палаючі вежі Всесвітнього торгового центру ...

Далі текс мовою оригіналу

Работал Константин Александрович в здании прямо напротив ВТЦ. Сейчас этот комплекс высоток на юге Манхеттена называется Брукфилд-Плейс, а до осени 2013 года был известен как Всемирный финансовый центр (ВФЦ). Все его здания входят в перечень туристических достопримечательностей и туда водят экскурсии. Там и располагалась тогда штаб-квартира финансового гиганта Lehman Brothers, на процветание которого трудился зять. В небоскреб на 7-й Авеню, куда он водил меня на экскурсию, показывая, как делаются деньги в Америке, ее перенесли уже позже, купив площадь у банка "Мэрилл Линч" за миллиард долларов.

В опоздании зятя видна рука провидения, ибо в результате терактов 11 сентября 2001 года многие башни комплекса ВФЦ сильно пострадали, все окна здания, в котором работал зять и которые выходили на ВТЦ, были выбиты при обрушении башен-близнецов, и в одно влетело кресло с мертвым пассажиром "Боинга", совершившего таран. Помещения по щиколотку заполнило горячим пеплом, а знаменитые пальмы в атриуме известного Зимнего сада просто сгорели. Имели место обрушения, в ВФЦ многие получили травмы и ожоги, так что зять опоздал очень удачно, бог его берег.

Дочь тут же позвонила нам в Донецк, удивилась, что мы ничего не знаем, и включив телевизор мы ужаснулись – над Манхеттеном тянулись в океан два густых шлейфа черного дыма (их хорошо было видно из космоса), оба знаменитых небоскреба ВТЦ, формирующих сразу узнаваемый силуэт города, горели – и рухнули на наших глазах... На экране раз за разом повторяли кадры таранов башен "Боингами", кадры обрушения и громадное облако пыли, накрывшее место трагедии. Это был настоящий шок.

Но счастливым опозданием зятя не исчерпались наши семейные переживания. Геннадию, мужу сестры Константина, повезло меньше. Впрочем, можно взглянуть с иной стороны и заключить, что как раз ему-то и повезло больше всех! Ибо его брокерский офис располагался на 72-м этаже северной башни, а на работу он, человек ответственный, никогда не опаздывал.

К счастью, их босс оказался человеком толковым и решительным, в отличие от многих иных, не сумевших вывести свой персонал. Когда он понял, что случилось (а помимо ужасного тарана крупного самолета – Boeing 767-223ER весит с пассажирами и топливом около 180 тонн – начался сильнейший пожар, еще бы: 30 тонн авиационного керосина!), он тут же дал команду на эвакуацию. Лифты не работали и спускались по лестнице, – попробуйте спуститься хотя бы с 9-го этажа, а тут с 72-го, – очень спешили и, слава богу, успели. Спустя 15 минут после их выхода башня рухнула. С тех пор мы каждый раз в этот день поздравляем Геннадия со спасением.

И да (уточняет зять, с которым я консультируюсь, вспоминая тот день) – три этажа, с 39-го по 41-й в одной из башен-близнецов также арендовались братами Лехманами, но информации о судьбе тамошнего персонала у меня нет. Надеюсь, они тоже спаслись.

Да, это был всеамериканский шок, но уже через несколько часов после терактов, лишь чуть улеглась пыль от взрывов, началась масштабная операция по поиску и спасению выживших. В обломках было найдено немного раненых, что понятно – когда рушится 400-метровая сталебетонная махина, шансов уцелеть у ее обитателей практически нет, и через неделю стало ясно, что больше выживших найти не удастся.

Работы по разбору завалов заняли очень много времени, несколько недель потребовалось только на то, чтобы потушить пожары, и все же горение и тление в руинах продолжались 99 дней, прежде чем огонь был полностью потушен. Очистка территории завершилась лишь через пять с лишним месяцев, к марту 2002 года. И Америка есть Америка: были сооружены временные деревянные платформы, с которых туристы могли наблюдать, как специальные команды занимаются разбором обломков на Ground Zero (Граунд Зироу, "нулевая отметка", англоязычный фразеологизм, обозначающий точку, где произошло некое катастрофическое событие), месте, где стояли башни ВТЦ.

Впрочем, 30 мая 2002 года эти платформы убрали, и я их уже не застал, побывав на месте катастрофы в ноябре 2003 года. Все было расчищено и упорядочено, все было минорно и печаль все еще была свежа. Там, где стояли башни, зияли два котлована, на черном мраморе у входа во временный мемориал светились тусклым золотом имена погибших, под ними множество недавно принесенных цветов и все это вкупе с вечерней грустью создавало ощущение недавней и до сих пор неизжитой, чрезвычайно болезненной трагедии.

Америка есть Америка, это страна милосердия и сразу же было создано множество фондов, оказывавших финансовую помощь пострадавшим и семьям погибших. Помню бруклинские граффитти и объявления: ремонт авто для пострадавших 11 сентября со скидкой в 50%. Помню золотой шар, символизировавший мир на вершине одной из башен, – сейчас он, помятый, лопнувший, деформированный, стоит на берегу южной оконечности Манхеттена, в парке у форта Клинтона. Вспоминается золотой шар, исполнявший желания, из "Сталкера" Стругацких...

Изменила ли трагедия Америку? И да, и нет. Да, она осознала, что теперь терроризм глобален, что океаны уже не спасают наш обетованный остров, и отреагировала жестко, благо, президенту Бушу-младшему хотелось побед и одолений, лавровых венков и триумфов. США показали свою силу, и талибы в Афганистане были разгромлены мгновенно в том же году! Через два года наш Партобон Храброватый довершил дело своего отца и сокрушил Саддама Хусейна и все бы хорошо, но последовавший в середине второго десятилетия нового тысячелетия раскол страны в итоге оказался опаснее врага внешнего.

Я помню иракские флажки у колонны Линкольна в Вашингтоне – они означали число погибших в Ираке американцев и осенью 2006-го их количество перевалило за 4 тысячи. "Мне отмщение и аз воздам?" Но не слишком ли много жертв принесено на алтарь отечества? Это больше, чем погибших в ВТЦ.

А вскоре неожиданно оказалось, что полуторавековой давности Гражданская война, в которой Север победил казалось бы безусловно и безоговорочно, полностью и сокрушительно, не закончилась.

Избрание Трампа продемонстрировало очевидный и резкий раскол американского общества – те самые WASP (белые, англосаксы, протестанты), которые создали великую страну, опора Трампа, ныне закоснели в стремлении законсервировать старую Америку и проигрывают конкурентную борьбу новой генерации, в том числе и иммигрантам, более активным и успешным. Недаром на первое место по уровню семейного дохода в этом веке в США выдвинулись выходцы из Азии, оттеснив белых на второе место (на третьем идут испаноязычные, на четвертом афроамериканцы).

И еще оказалось, что теракты против США вполне себе продолжаются – путинскими хакерами. Путину удалось даже способствовать продвижению своего протеже в Белый дом, в президенты США! Это не менее страшный теракт, чем устроенный двадцать лет назад девятнадцатью саудитами, (с саудитами, кстати, Трамп не так давно лобызался и плясал танец с саблями) поскольку угрожает самим основам Америки, не говоря уже о ее положении мирового лидера.

Зримым и крайне опасным свидетельством раскола страны стал захват здания Конгресса в Вашингтоне 6 января текущего года толпой осатаневших трампистов. 20 лет назад такого никто и представить не мог! И если внешний террор можно победить и предупредить (при желании можно справиться и с хакерами Путина), то гораздо труднее будет справиться с внутренними проблемами, с расколом страны на тех, кто движется в будущее и создает его, и тех, кто стремится любой ценой сохранить прошлое. Цена может оказаться слишком высокой.

Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...