УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Астроном предложил новый метод расчёта вероятного количества внеземных цивилизаций

309
Астроном предложил новый метод расчёта вероятного количества внеземных цивилизаций

Мысль о том, что мы одиноки во Вселенной, не выглядит правдоподобной. На каждую из двух тысяч звёзд нашей Галактики, которые мы способны увидеть невооружённым глазом, приходится 50 млн невидимых. А Млечный Путь — всего лишь одна из 100 млрд галактик. Где-нибудь да найдётся место для ещё одной голубой точки.

Один из методов расчёта вероятного количества внеземных цивилизаций предложил американский астроном Фрэнк Дрейк. В его уравнении учтены скорость звездообразования, доля звёзд с планетными системами, доля пригодных для жизни планет и вероятность того, что на них могут возникнуть жизнь, разумная жизнь и разумные существа, способные к общению с нами.

Теперь можно подставлять цифры. Мы знаем, что каждый в год в нашей Галактике рождается около 20 звёзд. В целом где-то каждая четвёртая звезда имеет планету, масса которой сопоставима с земной. Сложнее с оценкой биологических факторов. Мы знаем, что жизнь обладает потрясающей способностью к адаптации, но какова вероятность возникновения жизни — бог весть. Тем не менее полвека назад г-н Дрейк и его коллеги пришли к выводу, что прямо сейчас в Галактике бок о бок с нами живут 10 тыс. цивилизаций. Кто-то даже предположил, что мы обязательно обнаружим их радиосигналы в течение двух десятилетий. Собственно, с этого и началась программа SETI.

Соль оптимизма в следующем: вероятность возникновения жизни на пригодных для этого планетах (то есть планетах, обладающих водой, атмосферой и твёрдой поверхностью) принимается равной 100%. Кроме того, считается, что основополагающие физические законы одинаковы для всей Вселенной, поэтому и законы возникновения жизни должны быть аналогичны для всех галактик и планет. На недавней пресс-конференции SETI директор Института прикладной астрономии РАН Андрей Финкельштейн так и сказал: «Возникновение жизни неизбежно так же, как возникновение атомов».

Увы, астрофизик Дэвид Шпигель и физик Эдвин Тёрнер из Принстонского университета (США) недавно выложили на сайт arXiv.org статью, в которой развенчивают эти аргументы. Основываясь на теореме Байеса, они приходят к выводу, что жизнь может быть как частым, так и редким явлением, и не существует никакой причины отдавать предпочтение одному умозаключению на этот счёт перед другим. Из того, что на Земле есть жизнь, не следует с необходимостью, что жизнь есть где-то ещё. Иными словами, они изымают из уравнения Дрейка коэффициент вероятности возникновения жизни на пригодных для этого планетах и меняют его на знак вопроса.

Жизнь на Земле возникла довольно рано — в течение первых нескольких сотен миллионов лет после формирования планеты. Исследователи отмечают, что если бы этого не произошло, то эволюции просто не хватило бы времени на сотворение разумной жизни: как-никак для этого понадобилось как минимум 3,5 млрд лет. Далеко не факт, что повсюду жизнь появляется на заре существования планеты. Быть может, нам просто повезло.

Это не значит, что мы одиноки во Вселенной. Это значит только то, что нет причин думать так или иначе — по крайней мере до тех пор, пока не будет доказано существование жизни (в прошлом или настоящем) на Марсе, Титане или Энцеладе. Только после этого можно будет уверенно говорить о том, что возникновение жизни при определённых условиях неизбежно.