Ученые обнаружили на Земле следы космической катастрофы, которая может повториться снова: человечество к ней не готово

Телескопы для наблюдений за Вселенной существуют всего несколько веков и долгое время они были очень несовершенны и не позволяли заглянуть в отдаленные уголки космоса. Именно поэтому ученые исследуют историю Вселенной по таким на первый взгляд странным источникам, как годичные кольца деревьев.

Как пишет издание CNet, именно эти кольца позволили установить – за время существования нашей планеты произошло несколько значительных катаклизмов космической природы. Из-за пределов атмосферы на Землю заносило значительные выбросы радиации. И деревья из разных уголков мира хранят следы этих катастроф.

"Эти огромные всплески космического излучения, известные как события Мияке, происходят примерно раз в тысячу лет, но что их вызывает неясно", - рассказал австралийский физик из Университета Квинсленда Бенджамин Поуп. По его словам, основная гипотеза состоит в том, что это могли быть мощные солнечные вспышки.

Группа Поупа изучала срезы стволов деревьев старше тысячи лет, чтобы установить связь между событиями Мияке и солнечными вспышками. Результаты их исследования опубликованы в научном журнале Proceedings of the Royal Society A.

Некоторые события ученым удалось точно датировать. Так катастрофа, повлиявшая на наибольшее количество годовых колец, произошла в 774 году. Исследователи предполагают, что она была более чем в 10 раз мощнее события Кэррингтона – геомагнитной бури 1859 года. Корональный выброс массы на Солнце тогда произошел такой силы, что когда его потоки достигли Земли, они буквально сожгли телеграфные провода и вызвали появление северного сияния в южных широтах – вплоть до Карибских островов.

"Нам нужно знать больше, потому что, если что-то из этого произойдет сегодня, это уничтожит технологии, включая спутники, интернет-кабели, линии электропередач и трансформаторы", – говорит Поуп. Исследователь описал потенциальное влияние на глобальную инфраструктуру, как "трудно вообразимое".

Впрочем, есть даже худшая новость. Команда австралийцев использовала компьютерное моделирование для анализа годовых колец, соответствующих шести известным событиям Мияке, и пришла к выводу – в этих катастрофах виноваты не мгновенные огромные солнечные вспышки. Изменения годичных колец указывают на то, что неблагоприятные условия продолжались даже 1-2 года. "Вместо одного мгновенного взрыва или вспышки мы можем наблюдать своеобразную астрофизическую "бурю" или выброс", рассказала студентка бакалавриата Циньюань Чжан, разработавшая программное обеспечение для анализа всех доступных данных о годичных кольцах деревьев.

Ученые опасаются, что человечество может оказаться не готовым к следующему событию, связанному с солнечной радиацией, которое продлится столь долго. Между тем, Поуп оценил вероятность подобной катастрофы в течение ближайшего десятилетия примерно в 1%. И заявил, что ученым понадобятся дальнейшие исследования, чтобы выяснить, какой вред при этом может испытать инфраструктура на Земле и как спрогнозировать катаклизм в будущем.

Как сообщал OBOZREVATEL, ученые NASA сумели подробно рассмотреть рождение черной дыры после сверхмощной гамма-вспышки.