УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

"Военную часть взорвали перед нами": украинский победитель "Бриллиантовой лиги" застрял в оккупации и скоро начнутся проблемы с едой

'Военную часть взорвали перед нами': украинский победитель 'Бриллиантовой лиги' застрял в оккупации и скоро начнутся проблемы с едой

Призер чемпионатов мира и Европы и победитель "Бриллиантовой лиги" по прыжкам в высоту Андрей Проценко во время российского вторжения не смог выехать из Херсонской области и оказался в оккупации на юге Украины. Несколько дней назад в поселок легкоатлета зашли военные РФ, которых оттеснили из Николаева.

В интервью OBOZREVATEL Проценко рассказал о запас еды в оккупированной части Херсонской области, вариантах выезда на территорию свободной Украины и расстреле из тяжелого оружия молодых людей, которые пытались оказывать сопротивление россиянам.

Андрей Проценко в 2019 году выиграл сезон "Бриллиантовой лиги".

– У нас сбор за границей был запланирован с 3 марта, а 24-го февраля я должен был выезжать в Сумы на чемпионат Украины. Но за день до чемпионата сказали, что соревнования отменяются, а 24-го началось то, что есть сейчас.

– Как вы узнали, что Россия начала войну?

– Утром, когда проснулся. Оказалось, что мне все звонили, а у меня телефон стоял на беззвучном. Начал перезванивать и мне рассказали, что началась война. В самом городе у нас взрывов не было, а были только по области, Чернобаевский аэропорт взорвали, но мы крепко спали и этого не слышали.

За время обстрелов в Херсоне пострадало много жилых домов
Обстрел Херсонской области.

А уже когда выезжали из Херсона, то слышали взрывы. Мы проезжали как раз мимо воинской части. Не совсем близко, километрах в семи, и ее перед нами подорвали. В итоге мы остались в области и оказались оторваны от всей Украины.

– Вы сразу не попытались выехать?

– Я планировал ехать на чемпионат Украины на машине и отвез ребенка в село к родителям. Когда все началось, то поехали сразу за ребенком, а назад вернуться уже не рискнули. Потому что многие ехали после нас и уже не могли проехать. Уже шли боевые действия, стояли блок-посты. Но в течение двух следующих дней некоторым удавалось прорваться. Но было рискованно.

Украинский высотник Андрей Проценко.

Какая у вас сейчас обстановка?

– В общем, более-менее тихо. Если сравнивать с остальной Украиной. Да, мы слышим время от времени взрывы, выстрелы, но все происходит на хорошем расстоянии от нас.

Самый близкий взрыв мы слышали где-то в двух километрах от нас, когда упал снаряд. Мы тогда единственный раз в подвал ночью убежали с переляку, посидели там чуть-чуть, потом вылезли. Снаряд гухнул в 4 утра и было немного страшно. Людям окна повыбивало, но тьфу-тьфу-тьфу, пока все более-менее.

Андрей Проценко на тренировке.

А российские военные заходили в ваш населенный пункт?

– Я так понял, что из Николаева их оттеснили, и они сейчас разошлись по всем селам нашей области – и в нашем, и в соседнем поселке, и практически во всех они сейчас есть. Ходят проверяют, проезжают периодически, много техники ездит по трассе. Как раз дня два-три назад они появились тут, а до этого было тихо и спокойно.

– Людей солдаты не трогают? Мародерством не занимаются?

– Пока такой информации нет. Я живу на окраине и с ними практически не вижусь, к нам еще не заходили. Рядом проезжали, заходили к соседям, нас не трогали. Просят ли еду? По селу пока никто о таком не сообщал. Но слышал, что машину с редиской забрали целиком. Люди везли редис на продажу, но им сказали: "Хотите жить – выходите из машины и идите, куда хотите". И людям пришлось возвращаться обратно в село и без редиса, и без машины.

Андрей Проценко на рыбалке.

У них тут везде куча постов, где всех досматривают, проверяют на наличие оружия, телефоны, спрашивают, что везете. И там такие ситуации могут происходит, ведь с питанием у них тоже проблемы. Я знаю, что и хлеб забирали в Херсоне. Но при этом они не пускают никакую гуманитарную помощь от Украины. И по чуть-чуть возникают проблемы с питанием.

Продукты пока есть, но если еще недельку-две продлится такая ситуация, то будет плохо. Уже возникли проблемы с медикаментами, например, с инсулином.

Андрей Проценко на Олимпиаде-2020.

– То есть, еды хватит еще где-то на неделю-две…

– Да, за счет того, что села вокруг, есть склады, поэтому город еще живет. Есть возможность ездить на оптовые базары, людей более-менее пропускают на постах. Может, как-то договариваются, но ездят.

– Есть смысл предпринимать какие-то попытки выехать? Или лучше уже сидеть там до конца войны?

– Честно, очень хотелось бы как-то выбраться. Вот звонил, общался, есть ли какие-то возможности, можно проезжать или нельзя. Вроде, можно, но риски есть. И чуть-чуть страшно, ведь мы с детьми. А сидеть на одном месте уже надоело. И ничего не сделаешь. Сидишь – и не туда, и не сюда.

Андрей Проценко.

– Чем вы сейчас занимаетесь в селе?

– Стараюсь поддерживать форму, занимаюсь всем, чем могу. Выхожу на улицу и могу что-то поделать. Конечно, условий никаких нет, но чуть-чуть тренируюсь.

– По селу бегаете?

– По огороду. Они тут большие, так что по прямой 100 метров можно бегать. Выровнял себе дорожку и бегаю.

– Вы общались с кем-то из коллег из России? Может предлагали помощь?

– Да они сами ничего не могут. Вначале немного пообщался с Ильей Иванюком. Рассказал, что его все заклевали за то, что он русский спортсмен. Но он ни на кого не может оказать давление в РФ. Могут только на него, ведь он там получает зарплату. Из-за отстранения от соревнований у него пропадает карьера, поэтому они там сейчас решают свои проблемы. И до наших проблем им нет дела. Поэтому я в самом начале немного с ним пообщался, но связь больше не поддерживал.

Андрей Проценко с флагом Украины.

– А с федерацией вы как-то обсуждали эту ситуацию?

– Они спросили, если представится возможность, ты будешь выезжать? Я сказал: "Да". Вот на этом разговор и закончился, потому что гуманитарного "зеленого" коридора нет и безопасно выехать невозможно.

– Я вам скажу, что для России "зеленые коридоры" – это такая условность. Они их расстреливают без зазрения совести.

– Да, я понимаю, что это такое себе… Хотя некоторые говорят, что без всяких коридоров как-то ездят в Николаев, как-то девушек выпускают. Не знаю, слухи это или нет, но говорят, что ездят.

Преступления русских фашистов

– Из Херсона, вроде, не поступала информация про обстрелянные на блок-постах машины. Особенно на фоне того, что происходит на востоке Украины и в Киевской области.

– Но по Херсону стоят обстрелянные машины. Не знаю, людей, наверное, уже нет, но машины остались. На видео смотрел, что в районе ХБК и еще некоторых стояли. Потому что вначале, когда они зашли в Херсон, то шерстили те районы, и очень много там погибло молодых ребят, которые хотели повоевать.

В итоге этих 50 человек, которые были с коктейлями Молотова, россияне расстреляли и разбомбили. Видно, что из какой-то тяжелой техники стреляли, потому что и деревья повалены. Вот такой ужас.

Невооруженные херсонцы выгнали из города российскую технику

– Действительно ужас. А когда зимой пошли слухи о войне, могли предположить, что такое произойдет?

– Вообще не верил. Если бы предполагал, то уехал бы сразу отсюда на Западную Украину. Изначально возможность выехать была, но надо было сразу приехать сюда, хватать ребенка и ехать. Однако пару часов подождали, и момент был потерян. Два часа все решили.

– Наверное, собирались на чемпионат мира в помещении, который на выходных прошел в Белграде?

– Да, планировал, но планы поменялись. Тем не менее смотрел его, пока была возможность. У меня был интернет до обеда воскресенья, но потом перебили кабель. Больше нет. Конечно, было обидно смотреть, хотелось самому выйти и посоревноваться.

Андрей Проценко в секторе для прыжков.

Но ничего, главное, чтобы наши войска выдержали и оттеснили россиян. Главное, чтобы была одна победа – за Украиной в этой войне, а все остальное – уже мелочи.

Кстати говоря, когда смотрел чемпионат мира, то у итальянского прыгуна Джанмарко Тамбери на правой руке был флаг Украины и надпись "Protsenko, Bondarenko". Было очень приятно. И когда только началась война, он предлагал помощь! Писал, что может деньги нужны или что-то еще. Я попросил, чтобы он освещал наше положение в социальных сетях.

Олимпийский чемпион по прыжкам в высоту Джанмарко Тамбери .

Ранее OBOZREVATEL сообщал, что чемпионка Европы Марина Бех селила беженцев в своем доме и даже не думала о подготовке к чемпионату мира-2022 в помещении.

Только проверенная информация у нас в Telegram-канале OBOZREVATEL. Не ведитесь на фейки!

Обращение коллектива OBOZREVATEL.