УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Опасные игры. Почему Олимпиада для наших спортсменов – зло

Опасные игры. Почему Олимпиада для наших спортсменов – зло

Виталий Пасичный призывает не придавать Олимпийским Играм большего значения, чем они имеют на самом деле – не требовать от спортсменов жертвовать всем, не развешивать ярлыки и не вершить их судьбы по результатам нескольких, пускай и очень важных стартов.

Пьер де Кубертен и Хуан Антонио Самаранч были великими людьми. Они смогли заразить умы миллиардов людей, включая последующие поколения, что именно их турнир – одним придуманный, вторым выведенный на новый уровень – самый важный и нужный на свете. Олимпиада проходит раз в четыре года, и этим создает свою уникальность, фокусирует внимание максимального количества зрителей, даже далеких от спорта домохозяек. Вам не надо следить за национальными чемпионатами, разбираться в схемах проведения кубков и отборов. Здесь и сейчас выясняется, кто лучший и на что способны целые нации. Все остальные соревнования – лишь фон, подготовка к главному. Критиковать такой подход поздно и старомодно. Да и зачем? Должна же быть какая-то вершина в спорте, пускай и неидеальная с точки зрения логики. Поэтому нет ничего плохого в том, что все спортсмены готовятся к Играм особенно. Бывших олимпийских чемпионов, как известно, не бывает – один лишь этот статус дорогого стоит.

Но для Украины и многих других бывших советских республик Олимпиада – нечто еще большее, "вопрос жизни и смерти", настоящий фетиш. То ли амбиции прошлого сказываются, то ли похвастаться больше нечем. Олимпийские виды здесь живут четырехлетиями – спортсмены готовы пожертвовать наградами любых турниров ради пика формы на две февральские недели, тренеры рискуют остаться без работы, даже судьба целых видов оказывается под угрозой. Их финансирование зависит не от наличия спортивных объектов, традиций и перспектив, а от возможности засветить на Олимпиаде украинский флаг, и желательно повыше в таблице. В Украине нет ни одной санно-бобслейной трассы, зато наши саночники всегда участвуют в Играх. И наоборот – катки построены в каждом торговом центре, а фигуристам негде тренироваться, про борьбу за олимпийские медали здесь вообще лучше промолчать. Это не мешает чиновникам постоянно твердить, как заклинание: "медальный план", "все надежды на вас" и прочие "нужно победить".

Для Украины и многих других бывших советских республик Олимпиада – "вопрос жизни и смерти", настоящий фетиш

Возможно, не все знают – основным турниром в биатлоне считается Кубок мира. Главный, помимо Олимпиады – чемпионат мира, конечно. Но основной – Кубок. Длится он четыре месяца. Это десять этапов, почти три десятка личных гонок. За место в каждой начисляются очки, и по сумме определяется победитель. Выиграть Кубок мира случайно невозможно – это показатель высочайшего класса, признание и гарантированное место в истории. Так вот в разгар текущего сезона в топ-10 Кубка мира оказалось сразу три украинки, а лучшая из них – Валя Семеренко – даже лидировала в общем зачете некоторое время. Такого не было 14 лет, со времен Зубриловой (даже ей не удалось в итоге выиграть КМ). Но последний перед Олимпиадой этап Валентина, как и другие наши основные биатлонисты, пропустила. А Елена Пидгрушная не участвовала на двух, потому что в этот период она… обычно болеет, и тренерский штаб не захотел рисковать накануне Игр. Из лидеров мирового биатлона на такой шаг пошли единицы. В итоге, в десятке Кубка мира осталась лишь Семеренко, опустившаяся на пятое место.

Валя еще может побороться за "Хрустальный глобус". Но выбор уже сделан за нее, причем давно – Олимпиада. И точка. Никого не волнует, что Игры – это всего лишь несколько гонок, во время которых может случиться все, что угодно. Нервы, минимальные проблемы со здоровьем, слишком поздний или ранний стартовый номер, неудачная смазка лыж, случайное падение, съела что-то не то. Да просто ветер сильно дунет на секунду, и прощай четыре года подготовки. Но если Вале не удастся выиграть медаль на Олимпиаде (здесь – трижды сплюнуть), она не перестанет быть биатлонисткой топ-уровня.

Читайте: Свои среди чужих. Украинцы, которые на Олимпиаде поборются за медали для других стран

Так же, как олимпийскими чемпионами далеко не всегда становятся действительно сильнейшие биатлонисты. Когда наша Елена Петрова взяла "серебро" в индивидуальной гонке на Играх-1998, "золото" досталось болгарке Екатерине Дафовской, которая закончила тот сезон Кубка мира на 17-м месте. А легендарная Магдалена Форсберг, обладательница шести Кубков мира и стольких же золотых наград ЧМ, тогда и на других Олимпиадах не победила вообще ни разу. Да зачем далеко ходить. Действующий олимпийский чемпион в спринте Венсан Жей никогда не попадал в итоговую топ-десятку КМ. Этому французу лишь 28 лет, но он уже завершил карьеру, не дождавшись даже следующей Олимпиады в Сочи. Причина более чем занятна. Жею, по собственному признанию, "сложно было соответствовать уровню, на котором должен выступать олимпийский чемпион". У француза больше олимпийских медалей, чем у его земляка, знаменитого фигуриста Брайана Жубера. Но что для своего вида спорта означает один и другой – даже сравнивать нелепо. Игры, говорите?