УкраїнськаУКР
русскийРУС

Пустовойтенко: матчи Украина – Россия смотрел вместе с Путиным

Пустовойтенко: матчи Украина – Россия смотрел вместе с Путиным

13 декабря Федерация футбола Украины отметит 20-летие. С тех пор самый популярный вид спорта в нашей стране успел пережить тотальный отток талантливейших футболистов советской эпохи за рубеж, кадровую дискриминацию со стороны России, болезненный период становления. Впрочем, украинский футбол нередко лихорадит и сейчас. Болезненные поражения ведущих клубов и сборной на международной арене, регулярные судейские скандалы, межклубные околофутбольные склоки во внутреннем чемпионате – все это реалии дня сегодняшнего. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что на ногах отечественный футбол держится уже крепко.

Видео дня

Прочный фундамент ныне цельного строения был заложен во второй половине 90-х, как раз в те времена, когда создалась Профессиональная футбольная лига, а президентом ФФУ стал тогдашний Министр Кабинета министров, а в будущем, премьер Валерий Пустовойтенко. 1 декабря Президент страны Виктор Янукович наградил Валерия Павловича «За весомый личный вклад в развитие отечественного футбола, достижение высоких спортивных результатов, многолетний добросовестный труд и по случаю 20-летия Всеукраинского спортивной общественной организации «Федерация футбола Украины» орденом Ярослава Мудрого ІІІ степени.

В интервью «Обозревателю» второй президент ФФУ рассказал о премиальных за победу над Россией в 1999-м, «дискриминацию» со стороны ПФЛ и приглашении в сборную Валерия Лобановского.

- Валерий Павлович, в ФФУ вы пришли в 1996 году, сменив на посту президента Виктора Банникова. Тогда в нашем футболе царила разруха, вашего предшественника много критиковали...

- Для начала отмечу, что я не заменил Банникова, а вместе с ним работал. Виктор Максимович – грамотный, толковый, добрый и очень хороший человек. Помимо того, что он был очень хорошим футболистом, звездой украинского и советского футбола, он был специалистом в футболе. Банников очень помог мне в совместной работе. Кроме него в дальнейшей совместной работе мы очень тесно сотрудничали с другими очень толковыми футбольными людьми – Олегом Базилевичем, Анатолием Поповым, работающими в ФФУ по сей день Владимиром Лашкулом и Анатолием Биденко.

А разруха тогда была не только в футболе, но и во всех остальных отраслях. Существовала сложная ситуация и в политическом плане, и в экономическом. В это время глава Службы безопасности Владимир Радченко предложил мне за день до проведения отчетно-выборного конгресса ФФУ возглавить Федерацию футбола. Там не знали, кого выбрать. Я согласовал этот вопрос с Президентом Украины, потом пригласил Валерия Борзова (тогдашнего президента Национального олимпийского комитета – Прим. авт.). На следующий день на конгрессе мне предложили работать.

Прежде всего, нужно было решать организационные, финансовые вопросы, остро стояла проблема нашего размещения. Существовало много других вопросов относительно областных федераций, обеспечения всех сборных команд Украины. При мне были утверждены гимн, герб и флаг ФФУ, а сборная Украины получила первую форму, причем, согласно соглашению с фирмой Рuma, абсолютно бесплатную. Также заключались первые контракты на телетрансляции наших матчей.

Мы начали с Целевой программы развития футбола в Украине, рассчитанной на 1997-2002 годы. Она была быстро разработана и утверждена Кабмином. До нынешнего дня это первая и последняя подобная программа, утвержденная правительством.

Также мы начали реконструкцию стадионов. Это было требование времени, поскольку ни на одном стадионе пластиковых сидений не было. Я первым предложил их устанавливать. Условия ведь существовали такие: нет кресел – нет игры в Кубке европейских чемпионов, на таких аренах не могла проводить матчей национальная сборная.

- Именно при вашем руководстве был возрожден детский турнир «Кожаный мяч»…

- Возрождение аматорского и детского футбола было для нас одним из первоочередных заданий. В то время создавались новые детские футбольные школы, школьные группы.

Незадолго до того, как вы возглавили Федерацию, в 1995 году была создана Профессиональная футбольная лига (ПФЛ). Сейчас во времена противостояния двух самых крупных групп влияния нашего футбола нынешнему руководителю ФФУ, а на то время – главе ПФЛ упрекают, дескать, тогда Лига перебрала на себя часть полномочий Федерации…

- Ничего она не перебрала. То, чем нужно было заниматься ПФЛ, она занималась. Федерация занималась своей работой, в частности, полностью контролируя работу Профессиональной лиги. На то время я занимал должность Министра кабинета министров, потом стал премьер-министром. Я извиняюсь, но и пикнуть никто не мог по поводу каких-то вопросов. Недовольные могли выступить на общих сборах, на исполкоме. А потом, когда решение было принято, все работали в одном направлении. Я был удовлетворен работой ФФУ.

- Будучи премьер-министром, было, вы почти три года совмещали эту работу с президентством в ФФУ. В то время вам удавалось контролировать футбольные дела или контролировало ситуацию ваше доверенное лицо?

- Не скрою, что будучи министром, футболом я занимался больше, чем во времена, когда был премьером. Для этого было для этого больше времени. Но в целом руку на пульсе держал постоянно. Исполком ФФУ собирался на восемь утра либо у меня в кабинете, либо в зале Кабинета министров, если я не успевал приехать в Федерацию. Проводили совещания, рассматривали вопросы дальнейшего развития как Федерации, так и футбола в целом.

С особой теплотой, конечно, вспоминаю 1999 год, когда Шевченко забил гол России в Москве. И тот матч, и киевский, когда Украина выиграла 3:2, мы смотрели на стадионе с тогдашним российским премьер-министром Владимиром Путиным. Перед игрой в столице России у нас был совместный прямой эфир на канале 1+1. Мы разговаривали о футболе, о наших отношениях.

После того, как в Москве Россия несмотря на ничью проиграла, поскольку ей для выхода в плей-офф отбора к чемпионату Европы нужна была только победа, мы вместе с Владимиром Владимировичем зашли в раздевалку к российским игрокам. Они плакали вместе с сегодняшним премьер-министром, а потом президентом и России. Потом мы зашли к нашим игрокам. Я поздравил футболистов и мы тут же, на месте решили вопрос удвоения премиальных – за ничью решили выплатить деньги, положенные за победу. Потом мы поехали в посольство Украины в России, там эту победу отметили.

Мой статус премьер-министра помогал разрешать футбольные вопросы на местах с руководителями областей, заниматься развитием футбола мэрам городов, мы тесно сотрудничали с руководителями предприятий, ведомств, которые были нацелены на реконструкцию наших стадионов, на финансирование команд. Постепенно ставали сильнее и богаче футбольные клубы.

- И в самом деле, в то время, когда вы были президентом ФФУ, география элитных клубов была намного шире. К примеру, сейчас западный регион – это только львовские «Карпаты» и луцкая «Волынь». Тогда в высшей лиге выступали тернопольская «Нива», ивано-франковское «Прикарпатье». Выживали они в основном благодаря поддержке областных государственных администраций и городской власти. Это были другие времена или сейчас подобное отношение вернуть реально?

- Тогда многие клубы функционировали за счет государственного и местных бюджетов, освобождения от уплаты налогов в местные бюджеты отдельных комиссионных структур. Как следствие, местные организации могли помогать футбольным клубам. Потом получилось так, что подобное стало фактически невозможным. По разным причинам. Прежде всего потому, что в бюджете стало недостаточно средств. Это со временем у клубов появились владельцы. Задание существовало и мы ставили вопрос таким образом, что власть должна создать условия, чтобы владелец футбольного клуба заработал средства и содержал футбольный клуб.

Впрочем, возьмите нынешние «Карпаты» Петра Дыминского. Город сдает ему в аренду стадион «Украина» всего за одну гривну. Это ведь помощь местной власти – как областной, так и городской. В противном случае, попробуй содержать стадион, платить за землю, за базу. Убежден, что власть должна помогать не только футболу, а всем спортивным федерациям, чтобы развивался спорт, чтобы туда ходили детки, а страна выигрывала награды на престижнейших соревнованиях. Но прежде всего, это важно, чтобы наши люди были здоровыми.

- Вообще, как футбол не пытаются отгородить от политики, но ничего не получается…

- Не думаю, что речь стоит вести только о футболе. Там, где спорт, политика есть и будет. Потому что спорт – лицо страны. Посмотрите Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы. Как правило, руководители государств там присутствуют обязательно, где выступают их команды.

- На исходе деятельности на посту президента ФФУ вам удалось после длительных колебаний убедить Валерия Лобановского возглавить сборную Украины...

- Я попросил об этом Валерия Васильевича лично. Вместе с руководителем киевского «Динамо». У нас возникали некоторые вопросы, потому что костяк сборной Украины – игроки киевского «Динамо». Восемь игроков играли за основу, пять было в запасе, каждый из них мог играть за сборную. Руководить такой командой другому тренеру было очень сложно. Потому рад, что мне в итоге удалось уговорить Валерия Васильевича. Это при условии, что Лобановский в сборной отказался от зарплаты и премиальных. Это была его собственная инициатива. Валерий Васильевич думал о финансировании игроков, о порядке, организации дела. Но работал Лобановский исключительно на общественных началах, как активист футбола и человек, который переживает за свою державу.

- До того Валерий Васильевич работал консультантом сборных Украины. Злые языки говорили, что национальной командой в то время в действительности руководил не главный тренер Йожеф Сабо, а именно Лобановский…

- Валерий Васильевич был консультантом всех сборных команд. Мы тогда впервые внедрили целостную систему, согласно которой все сборные – от юношеской до национальной – должны работать и играть в одном ключе и исходя из этого в эти команды должны подбираться футболисты. Сабо воспитан в том же стиле, в той же системе, что и Лобановский. Как тренеры они были очень похожи, хоть как люди – совершенно разные. Оба – очень сильные футболисты. Я к ним относился с большим уважением. Да, они «торговались», подбирая футболистов в сборную Украины, но главным тренером национальной сборной полновесно был Йожеф Сабо.

- Решение покинуть пост президента ФФУ в августе 2000 года было вашим личным?

- Да, это было мое личное решение. При этом не скажу, что считал свою мисию выполненной. Приближались очередные выборы, нужно было заниматься Народно-демократической партией и делать выбор, заниматься политикой или футболом. Я выбрал политику.

- После этого вы покинули футбол полностью?

- Почему же? Я длительное время помогал Федерации футзала. В финансовом плане и не только. Сейчас мы с президентом этой Федерации Геннадием Лисенчуком тоже общаемся. Также помогаю тем футбольным людям, которые обращаются за помощью. Из разных регионов Украины. Также люблю посещать футбольные матчи.

- Любимая команда есть?

- Конечно, киевское «Динамо».

- Как оцениваете жеребьевку Евро-2012 для сборной Украины?

- Группа тяжелая. Но, считаю, одна победа, две ничьи или две победы и ничья – и мы идем дальше. Это вполне разрешимая задача.