Активистка из РФ Мария Рябикова: Путин – большая беда России
Москвичка Мария Рябикова, в прошлом успешная спортсменка, а сейчас – редактор и переводчик религиозной литературы, впервые вышла на пикет в поддержку Украины после аннексии Крыма и с тех пор регулярно высказывает свои взгляды публично.
"Обозреватель" поговорил с Марией о том, каково это – быть оппозиционером в России, участвовать в акциях в поддержку Украины, быть мишенью ненависти "ватников" и безжалостной государственной машины.
О себе
Долгие годы в моей жизни очень большую роль играл спорт: я дважды была чемпионкой мира по скайсерфингу ( в 2003 и 2006 гг.) - это парашютные прыжки со специальной доской, пристегнутой к ногам, позволяющей выполнять фигуры в свободном падении.
Закончив свою спортивную карьеру, я очень сильно погрузилась в жизнь одной церковной общины. Со мной произошел настоящий внутренний переворот. Я и раньше считала себя христианкой и читала Евангелие - но это было второе "обращение", очень мощное, переживание любви Бога, огромной благодарности и счастья. Потом я пошла учиться по специальности "Религиоведение", Сейчас моя работа связана с редактурой и переводами для католической Церкви, а моя протестная деятельность тоже по сути имеет религиозные корни. Сыграло огромную роль сознание того, какая огромная ценность – человеческая личность, и как высоко ценит человека Бог…
Читайте: "Авдеевку убили мы": российский оппозиционер выступил с откровенным заявлением
Об оппозиционности
Я с ранней молодости слушала Галича, читала Солженицына, иногда ходила на согласованные пикеты. Большое впечатление произвело убийство Анны Политковской, которую я считаю святым человеком. Но по-настоящему я "вышла на улицу", можно сказать, только во время процесса над Пусси Райот. Не то, что я так прониклась их акцией - но меня поразила реакция церкви, которая требовала сурового наказания. Я пережила это, как ужасный позор.
Сначала стала выходить к Хамовническому суду, где собирались люди в защиту девушек, ну, а потом – вышла на пикет в защиту "Болотников" ( на самой Болотной я не была, но само "дело" произвело на меня впечатление). Когда стояла в пикете в первый раз, очень стеснялась, что на меня смотрят прохожие, а я делаю что-то такое необычное…. Так познакомилась с некоторыми из тех, кого знаю сейчас. Что касается результата- говорить о нем не приходится, пикеты нужны для внутреннего самосохранения. Но вообще, как сказал Тютчев, "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".
Иногда я устаю чувствовать себя в вечном андеграунде, в непрерывном конфликте с окружающей действительностью… Проблема в том, что нас немного, мы варимся в собственном соку и часто становимся нетерпимыми, замыкаясь в своем "гетто". Тяжело и чувство собственного бессилия. Но, если понимать эту опасность в себе – опасность агрессии и "одичания", то можно с ней бороться и ей противостоять.
Иногда необходимо отвлекаться, делать паузы, окунаться в ежедневные заботы. Слушать хорошую музыку и читать просто необходимо, иначе мы рискуем уподобиться тем, против кого мы боремся. Если говорить о хорошем, то мы принимаем риски, и это помогает не бояться, мы стараемся не привыкать к тому, к чему привыкать нельзя.
О первой акции в поддержку Украины
Кажется, это была акция у Минобороны 4 марта 2014г., связанная с аннексией Крыма. Люди просто собрались у Минобороны , точнее, у здания Генштаба РФ, которое расположено рядом. До этого я никогда не была на том месте. Не знаю почему, нарисовала на плакате часовню, а вверху - перечеркнутых ворона и чайку и двух голубей. Наверное, вы помните эту историю : когда Папа Римский Франциск молился за Украину, на выпущенных им голубей напали ворон и чайка. На плакате я написала: "Руки прочь от Украины!"
Самое удивительное, что на месте народного схода я увидела почти такую же часовню, как нарисовала, а Виктория Ивлева (российский фотограф, активно поддерживающая Украину – ред.) выпускала белых голубей… Вот такая история.
За этот свой пикет я получила арест – 5 суток ( тогда еще это было "круто", это сейчас за пикеты дают до 30-ти суток ареста). Это было начало Великого Поста по западному календарю, и в камере я читала Евангелие…
О государственной машине подавления
У меня много незаконных задержаний на разных акциях, на одиночных пикетах, всего за четыре года, наверное, около тридцати. Каждое задержание – это полицейский протокол, на основании которого потом суд назначает штраф. Оправдательных решений практически нет.
Читайте: "Россия – дрянь": россиянин почтил память погибшего бойца сил АТО
Как происходят задержания? В основном полиция повинуется приказам. Полицейские зачитывают содержание наших плакатов по телефону начальству, и начальство дает им секретные указания, задерживать или нет. Иногда сотрудники так называемого "Центра Э" ( Центр противодействию экстремизму), люди в штатском, незаметно указывают полицейским, кого именно задерживать. Бывает, что на наши пикеты приходят провокаторы из организаций НОД и СЕРБ и требуют от полицейских "принять меры".
В последнее время проводить одиночные пикеты стало очень сложно: полицейские руководствуются какими-то новыми нормами. Теперь передача плаката от одного одиночного пикетчика к другому - уже повод к задержанию.
Что касается согласования массовых пикетов – то нам вообще практически перестали что-либо согласовывать. Поэтому любая уличная активность может обернуться большим штрафом, арестом, а в перспективе – уголовным делом по знаменитой статье 212.1 УК, по которой сидит Ильдар Дадин.
О разговорах с людьми, у которых другая точка зрения
Я стараюсь разговаривать на эти темы только с теми, кто меня понимает, или хотя бы способен общаться без агрессии. Для меня дороги добрые человеческие отношения, я понимаю, что люди часто просто некритично мыслят, и их заблуждения идут не от злобы, а от чрезмерного доверия СМИ. Они устали от жизненных передряг и просто боятся новых вопросов. Поэтому часто я стараюсь избегать этих тем. Есть и те, с кем я не могу удержаться от горячей полемики и ссор - это люди самоуверенные и надменные. Но в целом я не хочу стать агрессивной, поэтому стараюсь понять, стоит ли говорить с тем или иным человеком на такие темы, и выйдет ли из этого что-нибудь путное.
О том, почему аннексия Крыма стала "лакмусовой бумажкой"
Когда я писала репортажи с судов по "Болотному делу", многие мои друзья по спорту меня поддерживали, благодарили, "лайкали" мои посты.
Аннексия Крыма стала переломным моментом. В людях сработали вековые имперские стереотипы. Эти стереотипы сидят очень глубоко в подсознании (мне повезло, благодаря родителям у меня против этого с детства- иммунитет). Сработали и слова о том, что Крым был присоединен бескровно, по желанию людей. Сильно поднялся рейтинг Путина, как "патриота и собирателя земель". Такие "тонкости", как международные договоры, мало кого заботили, и мало кто думал о последствиях. Когда я стала выступать против этой аннексии, кто-то забанил меня в Facebook (я это увидела уже потом), кто-то просто перестал выражать свою поддержку.
Читайте: "Верните Крым - это не ваша земля": воззвание россиянина взбудоражило соцсети
С одной подругой мы на этом разошлись, она перестала со мной общаться.
После Крыма были и другие ключевые моменты, когда умные и честные люди вдруг начинали верить пропаганде: трагедия в Одессе в односторонней интерпретации наших СМИ, "распятые мальчики"… . Такие слова, как "хунта", "фашисты", "каратели" действуют гипнотически . Но в какой-то момент имперская истерия пошла на убыль, люди начали понимать, что никому эта война не нужна, и что Крым тоже "на хлеб не намажешь"…
Не знаю, как может Украина вернуть Крым теперь, при Путине. Я знаю только то, что аннексия Крыма была нарушением международных соглашений, и началом военной агрессии России против Украины. Крым был присоединен с помощью военной силы, чего не скрывал сам Путин.
Что касается так называемых "ДНР", "ЛНР", "Новороссии" - все это мифы, нужные для того, чтобы, воспользовавшись сменой власти в Украине, заварить там "кашу", а затем выступить в роли "спасителей" и расширить сферу своего влияния.
Читайте: Российская оппозиционерка рассказала, когда Путин открыто введет войска на Донбасс
"Новороссия" – это спецоперация Путина: вся российская политика держится на спецоперациях. Людей обманули и использовали. Кто-то ввязался в этот проект по глупости или из имперского фанатизма, а кто-то - из расчета.
Об отношениях между Россией и Украиной
Ну, какие могут быть отношения сейчас. Идет война. Кремль воспользовался сложными отношениями между западом и востоком Украины, чтобы установить, как минимум, сферу своего влияния на Донбассе, ну, и попутно "оттяпать" Крым. Результат – множество загубленных жизней… Конечно, это не способствует взаимопониманию между людьми. Агрессивная пропаганда действует, некоторые родственники в России и Украине даже перестают разговаривать друг с другом.
О России без Путина
Путин не вечен. Рано или поздно или покинет свой пост, или его скинут с трона, или он просто умрет. Я считаю, что Путин – большая беда для России, он пробуждает худшие инстинкты в нашем народе. Но и после него сразу не наступит рай. Чтобы помочь россиянам изживать в себе имперский милитаризм и пережитки крепостного права, нужны честные политики масштаба Бориса Немцова, а также отделение церкви от государства, - чтобы церковь не была инструментом для государственных репрессий, а пробуждала в верующих достоинство и уважение к каждой человеческой личности как образу Божию.
О том, можно ли помирить Украину и Россию
Нужно сопротивляться напору агрессии и пропаганде ненависти. Русским людям надо быть более критичными к информации, идущей из официальных СМИ, т.е. попросту выключить телевизоры и не поддаваться нагнетаемой военной истерии. Каждый должен понять свою ответственность за то, что делается с его, пусть и молчаливого, согласия, и не удивляться, что украинцы нам не всегда рады. Война ожесточает. А путь к войне – это безразличие и пассивность большинства.