Не последняя сказка Земфиры
Женщина в роке
Сегодня исполняется 37 лет одной из самых загадочных звезд российского шоу-бизнеса – Земфире Рамазановой, известной в миру просто как "Земфира". Как по мне, так Земфира единственная рок-женщина, достойная внимания и одобрения. Есть певицы, есть женщины-авторы, даже женщины-продюсеры, однако Земфира такая одна. Она оказалась не только талантливой девочкой, но и цельной натурой, способной дать фору многим мужикам. Земфира как раз и ценна тем, что ее песни крайне персонифицированы. Настолько, что многие ни фига не понимают, о чем они, однако любят, понимая, что перед ними нечто подлинное. Мне Земфира нравится, чем дальше, тем меньше, однако отрицать, что она явление в русском роке, я не рискну. Тем более, что с ней у меня связана достаточно характерная история.
Демо-запись
Так уж случилось, что Земфиру я узнал, пожалуй, раньше всех в Украине. Еще до первого альбома, году в 1998-м. Московские коллеги, с которыми мы тогда работали в одном из рекламных проектов, уезжая, оставили мне ее демо-запись, сделанную, как я понимаю, на "Европе-плюс". Короче, я вставил кассету в машинный магнитофон и… увлекся. Слушал несколько дней подряд эти три или четыре вещи. Что-то в них притягивало, определенно имел место некий магнетизм. Затем мне привезли копию пока не вышедшего альбома (тоже на кассете), и я попытался презентовать его (альбом) своим друзьям на одной из вечеринок. К моему огорчению, никто из них Земфиру так и не оценил – называли провинциальной девочкой с вторичным музыкальным материалом. Помню, разгорячившись, я попытался заключить пари, что буквально через несколько месяцев эта "девочка" станет звездой. Мне, естественно, не поверили, чуть не переругались все.
Мы слушали Земфиру постоянно
Проверить мои тезисы можно было только временем, а ждать не хотелось. Тогда я потащил кассету в харьковский продюсерский центр, где тогда работал. Мы занимались концертами, но очень осторожно, стараясь не "попасть" на деньги. Получалось. Я предложил заключить контракт на концерты. Первые концерты Земфиры в Украине. Я-то всегда считал, что имею склонности к продюсированию, уж, по крайней мере, могу отличить настоящее от половы. Земфира как раз половой не казалась. Даже там, где, кажется, были лакуны в текстах. Она латала их личностным отношением и неподдельными эмоциями. Короче, продюсерский центр тем и отличался, что в нем работали достаточно профессиональные люди. Земфира им тоже пришлась по вкусу. Кассету растиражировали, и все мы слушали ее в машинах "по кольцу" несколько недель.
Это был успех
Короче, контракт был заключен на два концерта. Насколько я понимаю, это был первый тур Земфиры после выхода первого альбома. Один концерт в харьковском концертном зале "Украина", второй - в модном тогда клубе "ХХI". Цены, поскольку концерты были одни из первых, оказались весьма умеренными. Все равно устроители побаивались – слишком уж рискованным казалось им мероприятие. Но тут вышел альбом и покатила мощная рекламная кампания. Буквально за пару месяцев, которые оставались до концертов, Земфира стала звездой. Короче, как вы понимаете, все прошло с аншлагами. Мне группа показалась несколько неровной, но концерты все равно были одними из самых сильных, из того, что мне доводилось видеть. Была сыграна вся программа из первого альбома – зал скакал, как ненормальный. Это был несомненный успех.
Из Уфы в Москву через Лондон
Ну а потом все покатилось по накатанным рельсам – второй альбом был почти также хорош, как первый, а Земфира как-то очень быстро превратилась из провинциальной девушки в матерую звезду эстрады. Кстати, Земфира родом из Уфы, как и Шевчук, который еще лет за пятнадцать до нее доказал, что в родном городе заниматься музыкой в принципе не имеет никакого смысла. Впрочем, это касается всех провинциальных городов. Во всем мире музыкальная жизнь кипит в столицах. Поэтому в Уфе Земфира (кстати, это ее настоящее имя) лишь набиралась опыта, делала демо-записи и готовилась к "московскому прорыву". Выбирала девушка из спорта и музыки. Говорят, она была на родине вполне приличной баскетболисткой, затем оставила спорт в пользу музыки. Работала на радио "Европа-плюс" звукорежиссером, тогда и начала работу над "демками" совместно с другим звукорежиссером – Аркадием Мухтаровым, который как раз собирался записать свой материал. Уж как Земфире удалось убедить его отказаться от записи своих песен в пользу ее, никому не ведомо. Но она это смогла. Ну а дальше свою роль сыграл Его Величество Случай – запись попала к продюсеру группы "Мумий Тролль" - Леониду Бурлакову, которому она понравилась и он решил рискнуть и записать первый альбом Земфиры. Как раз к тому времени она собрала группу "Земфира", а сануд-продюсером выступил лично Илья Лагутенко, что не могло не сказаться на авторитетности альбома – что-что, а записываться "Мумий Тролли" всегда умели. Сводили запись в Лондоне, на "домашней" студии Лагутенко и вышла она достаточно качественной, главное, искренней. Альбом получил название по имени исполнительницы и названию одноименной финальной песни альбома.
Она может брать, что хочет
В общем, Земфире повезло несколько больше, чем прочим молодым музыкантам – она как-то сразу попала в хорошую компанию и работа покатила. Снимались клипы, делались промо-акции, устраивались концерты. Конечно, мнения о ее творчестве даже тогда были противоречивыми, однако в целом ее работы всегда имели положительную прессу. Первые два альбома - "Земфира" и "Прости меня, моя любовь!" - прошли на ура, а вот потом начались непонятки. К третьему альбому Земфира распустила группу и начала плотно работать с музыкантами "Мумий Тролль". Альбом "14 недель тишины" вышел с сильными местами, но с серьезной претензией на элитарность, что не могло не вывести из себя критиков. Я читал весьма нелестные отзывы о нем, однако было уже поздно – Земфира получила такой статус, что повлиять на ее положение на музыкальном Олимпе, пошатнуть было, практически, невозможно. И Земфира окунулась в эксперименты. Ее, бывает, сравнивают с кем-то. Конечно, она охотно берет идеи коллег, приписывают влияние на нее "Радиохэдс", Цоя и бог знает кого еще. Однако Земфира может брать что хочет и у кого хочет, так как все пропускает через себя настолько, что чужие идеи становятся неузнаваемыми и, практически, ее, даже при прямом цитировании, которое, кстати, делает честь ее музыкальной эрудиции.
Путь экспериментов
В общем, сегодня Земфира идет по пути экспериментов – пишет музыку для фильмов Ренаты Литвиновой и Киры Муратовой. В паре с Литвиновой же продюсирует фильм о себе "Зеленый театр в Земфире" и художественную ленту "Последняя сказка Риты". Кто видел, не может не отметить, что музыка очень хорошо легла на картинку. Последний альбом "Жить в твоей голове" вышел несколько экспериментальным. Если бы он был первым, риск, что его не воспримут, был бы велик, однако Земфира находится в том статусе, когда любая ее работа тщательно изучается и прослушивается поклонниками до последней нотки. А ищущему смысл, найти его гораздо проще, чем быстрому наблюдателю. О Земфире ходит масса слухов, обсуждать которые мы не будем, она позволяет себе резкие выходки и высказывания по отношению к журналистам, которые, судя по всему, тоже идут ей только на пользу. Короче, звезда чудит – народ радуется.
Доверие и уважение
Земфиру действительно хочется поздравить, тем более, что она точно вступила в период зрелости и достигла критического для многих творческих людей возраста. Искренне надеюсь, что она его преодолеет без потерь. Я до сих пор жду от нее какой-нибудь работы, способной перевернуть отечественный шоу-биз. По крайней мере, она это точно может. А я налью и выпью за творческий путь девушки, за которой я наблюдаю с самого начала ее пути на эстраде. Жаль, что лично мы так и не знакомы, думаю, это было бы, как минимум, интересно. Короче, не буду произносить пошлых текстов о здоровье и творческих успехах – терпеть их не могу – но уважение и доверие к Земфире зафиксировать хочу.