УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Блог | На Конституционное мыло. Почему решение КСУ – одновременно и предательство, и позор

На Конституционное мыло. Почему решение КСУ – одновременно и предательство, и позор

4 августа 2020, в Конституционный суд Украины поступило представление 47 народных депутатов. В нем они просили суд отменить ряд положений закона "О противодействии коррупции", гражданско-процессуального и уголовного кодекса. Вот это представление.

Если коротко – они попросили отменить электронное декларирование как наступление на их, депутатов, права, - пишет Виктор Трегубов в своем блоге на "Лига.нет".

Что это за депутаты?

Вот перечень. Почти все – или ОПЖЗ, или группа "За Будущее". Ряд из них уже был героями журналистских расследований по недостоверному декларированию средств. Например, Илья Кива, живущий с аренды жомной ямы.

27 октября, на закрытом заседании суд поддержал это представление. Вот финальное решение суда (резолютивная часть – в самом конце). После публикации решения Национальное агентство по предупреждению коррупции отключило реестр электронных деклараций.

Кто как голосовал?

С 15 судей поддержали эту позицию:

  • председатель суда Тупицкий (назначен по квоте президента во времена Януковича),

  • судья Касминин (квота президента, Янукович),

  • Литвинов, Кривенко, Юровская, Филюк, Городенко (квота съезда судей),

  • Слиденко (Верховная Рада, квота "Свободы"),

  • Завгородняя (Верховная Рада, квота БПП),

  • Мойсик (квота президента, Порошенко).

Не поддержали:

  • Головатый, Колесник, Лемак (квота президента, Порошенко),

  • Первомайский (Верховная Рада, квота Народного фронта).

Мне не удалось точно проверить позицию последнего судьи, Сергея Саса (Верховная Рада, квота "Батькивщины"), но он не фигурирует в списке поддержавших – следовательно, логично предположить, что он был против или воздержался.

Отдельно заметим, что, зная позиции коллег, судьи, голосовавшие против, имели возможность предотвратить принятие решения, не приходя на заседание. Кворумом является 12 человек – неявка четырех и больше делает заседание недействительным.

Почему это решение важнейшее?

Это решение имеет внутри- и внешнеполитические аспекты.

Во-первых, оно умножает на ноль буквально всю антикоррупционную стратегию последних лет. Электронное декларирование и ответственность за его нарушение – это основа, на которой могли работать антикоррупционные органы. Без этого взяточников можно разве что ловить за руку непосредственно в момент передачи денег.

Во-вторых – как следствие из во-первых – оно умножает на ноль сотрудничество с европейскими и евроатлантическими структурами. Потому что для них антикоррупционная борьба была ключевой в шкале оценки готовности Украины к изменениям. И от нее напрямую зависела их готовность работать с Украиной. Когда ты даешь кому-то средства – ты хочешь иметь минимальные гарантии, что их не украдут.

О неприятии того, что произошло, заявили:

  • посольство Большой Семерки в Украине

  • посольство США

  • посольство ЕС

Уже есть заявление, согласно которой это может привести к приостановке безвиза.

Есть ли причина заявлять о том, что у судей имел место конфликт интересов?

Да, есть. По данным НАПК, проблемы с декларациями были у таких судей, как Слиденко, Мойсик, Тупицкий и Завгородняя, а также у Головатого. Таким образом, судьи выносили заключение о ситуации, прямо задевающей их интересы.

Более того, на более позднем брифинге судья Слиденко не скрывал своего пренебрежения к самой идее отчитываться перед НАПК относительно собственных доходов. "Унижение" для любого судьи – приходить в орган, созданный законом ad hoc. "Я имею в виду НАПК. Который не является конституционным органом, заметьте... Это унижение для судьи – ходить к ним туда. Но я должен был это сделать. И я это сделал. Просто я это сделал в письменной форме и отправил по почте" – говорил он. Относительно несоответствий в собственной декларации он оправдался тем, что не успел внести изменения за "рождественские каникулы".

Что теперь будет?

Судья Слиденко заявил, что закрытие доступа к электронным декларациям было собственной инициативой НАПК, а они-де их к этому не обязывали. Судя по решению, это не так. Ведь:

Решение КСУ: "...отменить... п.6 и 8 статьи 11-й Закона "О предотвращении коррупции".

Отменен пункт 8: "К полномочиям Национального агентства относятся... осуществление в порядке, определенном настоящим Законом, контроля и проверки деклараций субъектов декларирования, хранения и обнародования таких деклараций, проведение мониторинга образа жизни субъектов декларирования"

Таким образом, это правда – у НАПК забрали полномочия хранить и обнародовать декларации. Вместе с рядом других полномочий.

Если мы не хотим разрыва с ЕС и краха антикоррупционной реформы, то Украине нужно:

  • Исправить эту ситуацию, вернув антикоррупционные положения в правовое поле.

  • Предотвратить ее повторение, изменив, по меньшей мере, часть состава Антикоррупционного суда Украины, и дав украинский судебной системе пример: такое не будет поощряться.

Как это можно сделать?

Президент Зеленский планирует просто распустить КСУ через Верховную Раду. Но это антиконституционно. Рада и президент не имеют таких полномочий.

Проблема в том, что мы оказались в ситуации, когда орган, имеющий наивысшую степень защиты по Конституции, сам предал интересы собственной страны и законности. А над ним – никого.

Что же можно сделать?

Во-первых, переголосовать отмененные положения законов (и дай небо, чтобы на это нашлись голоса).

Во-вторых, найти способы изменить состав КСУ, не нарушая законов Украины. Согласно закону, полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются в случае:

1) истечения срока его полномочий;

2) достижения им семидесяти лет

3) прекращения гражданства Украины или приобретения им гражданства другого государства, что установлено в порядке, определенном законом;

4) вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или объявления умершим, признания недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении него за совершение им преступления;

6) смерти.

Так, судья Слиденко уже говорит, что хочет сам увольняться из-за давления и оставлять территорию Украины – что же, удачи. В отношении судьи Тупицкого вопрос – у него недвижимость на оккупированной территории, в Крыму. Исследование происхождения имущества других фигурантов антигосударственного судебного мятежа также должно дать поводы для применения в отношении них вышеуказанного пункта 5.

Следует также разобраться, какой была роль в решении как Офиса президента, так и отдельных парламентских фракций. Ведь состоялся этот скандал с идеальным таймингом – прямо промеж местными выборами в Украине и президентскими – в США.

И следует также разобраться, кем заменять места, которые освободятся. А также три места в КСУ, до сих пор остаются вакантными.

И, наконец, время уже поговорить о настоящей, а не потешной, судебной реформе.

Ибо вся страна не может быть заложником решения небольшой группы лиц, на которую не имеет никакого законного влияния.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...