УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Газ-2009. Безоговорочная капитуляция. Уникальные документы

Газ-2009. Безоговорочная капитуляция. Уникальные документы

19 января 2009 года в Москве были заключены соглашения между НАК Нафтогаз Украины и ОАО Газпром о поставках природного газа в Украину в 2009-2019 годах. Подписанию предшествовало две недели жесткой газовой блокады. Так называемой «второй газовой войны», когда голубое топливо не поступало в Украину и Европу. Через два дня после того, как договоренности были достигнуты, Премьер-Министр Юлия Владимировна Тимошенко на заседании Кабинета Министров выступила с докладом, в котором несколько раз подчеркнула уникальность соглашений, и заявила дословно следующее:

«Я хочу сказать, что это не просто победа, это даст возможность нашу газотранспортную систему модернизировать, переоснастить, и даст возможность поработать над энергосбережением, над всеми технологиями».

Как следует из официальных сообщений того времени, по итогам доклада Тимошенко правительство одобрило соглашения и результаты переговоров между двумя странами.

Пока Премьер раздавала весьма оптимистические интервью, и подчеркивала уникальность достигнутых договоренностей, называя сомнения критиков «наглостью», в недрах Кабмина припадали пылью весьма интересные документы. Документы деликатного свойства, с грифом «для служебного пользования». Документы, обнародование которых неминуемо вызвало бы шок. Впрочем, данные материалы способны шокировать и сегодня, спустя два года после того, как Украина в лице нынешней главы оппозиции подписала «уникальные соглашения».

В тот день, когда на подготовленных российской стороной договорах должны были появиться подписи украинских чиновников, за сотни километров от Москвы состоялось заседание Кабинета Министров под водительством первого Вице-премьера Александра Турчинова.

Собравшимся членам правительства была зачитана директива касательно новых взаиморасчетов за газ, и перед тем, как перейти к вопросу по сути, Турчинов передал пожелание Главы Минтопэнерго и Юлии Владимировны поддержать предложения. Однако же, «не так сталося, як гадалося». Как следует из документов, полученных «Обозревателем», суть московских договоренностей была неизвестна не только простому народу, но и самим министрам! Более того, из стенограммы заседания становится ясно, что многих собравшихся «уникальные условия» попросту шокировали.

СКАЧАТЬ СТЕНОГРАММУ ЗАСЕДАНИЯ КАБМИНА

Однако и это не все. Оказывается, сам Турчинов не вполне владел ситуацией, и не мог ответить на элементарные вопросы, звучащие с мест. К примеру, фраза, старательно вбиваемая в головы граждан, о том, будто бы цена в 450 долларов – «среднеевропейская», не устроила Пинзеныка. Однако на прямой вопрос о том, какие именно европейские страны на границе платят за газ 450 долларов, Первый Вице-премьер ответил следующее: «Я не знаю, это условия Российской Федерации, от которых они не отступают».

Отвечая на вопрос Василия Шандры, Турчинов признал, наконец, что «среднеевропейской цены не существует»! Говоря о том, что цена газа, в соответствии с формулой, будет привязана к стоимости нефти, он заявил также нечто изумительное: «И, во всяком случае, прыжков цены на нефть и мазут не прогнозируется». Насколько данный государственный деятель был прав, показало время.

Понимая, что принятие директивы, противоречащей здравому смыслу, и вгоняющей страну в глубочайший кризис, может повлечь за собой ЛИЧНУЮ ответственность каждого проголосовавшего «за», Юрий Ехануров, задав несколько вопросов, и поймав Первого Вице-премьера на некомпетентности, попросту покинул заседание. Перед уходом пообещав «нигде не гавкать», и «нож в спину не вставлять».

Понимая, во что их втягивают, и не желая становиться впоследствии козлами отпущения, Министры начали активно обороняться. Шандра засыпал Турчинова кучей неудобных вопросов, Васюник прямо заявил, что «не понимает» соглашений, и признал, что «нас прижали». Более того, как выразился Васюник, его «на свадьбу пригласили за 30 минут». Члены Правительства знать не знали о том, что происходит в Белокаменной, для них цифры договоренностей прозвучали, как гром среди ясного неба!

Резко против выступил Огрызко, Пинзенык прямым тексом сказал о том, что вопрос идет о «кармане наших граждан», Винский пришел к выводу, что «цена вопроса – весь государственный бюджет», а Новицкий признал: «Украина экспортером аммиака уже не сможет быть». При чтении этих документов, два года недоступных, и чудом не «потерявшихся», создается впечатление, что перед тобою экстренное совещание Главного штаба, вынужденного обсуждать условия БЕЗОГОВОРОЧНОЙ капитуляции. По сути, это и было обсуждение того, что обсуждению не подлежит, в конце заседания, когда обстановка накалилась до предела, Александр Турчинов подвел своего рода итог. Оказалось, «в принципе, для подписания соглашений нет необходимости утверждать директиву Кабинетом Министров Украины»...

Подробности того, как творилась история, как в день подписания договоров происходило их обсуждение, и о том, как члены Кабмина реагировали на «уникальные условия» соглашений, читайте в расследованиях «Обозревателя».