Имя опального экс-майора Мельниченко, с подачи бывшего президента Кучмы, снова на слуху. Экс-глава государства направил на днях в Генпрокуратуру жалобу, в которой требует возобновить уголовное дело против Николая Мельниченко, закрытое 1 марта 2005 года. Тогда, напомним, следователи посчитали, что бывший майор Госохраны действовал в состоянии крайней необходимости, публикуя данные, которые были записаны в кабинете №1 страны. Дескать, так Мельниченко пытался предотвратить нарушение общественных интересов. Между тем Кучма уверен, что дело было закрыто неправомерно. По его мнению, у Генпрокуратуры не было никаких оснований принимать такое решение.
Более того, экс-майор может быть каким-то образом причастным к смерти Георгия Гонгадзе, убежден Леонид Кучма. Аргумент экс-президента: если Мельниченко действовал в интересах общества, то почему, спрашивается, передал пленки не правоохранительным органам, а политическим оппонентам президента? «Несанкционированная запись разговоров проводилась им для того, чтобы потом шантажировать тех лиц, которые записывались, а также для передачи этих записей в СМИ, чтобы дискредитировать определенных государственных деятелей», - заявил Леонид Данилович. Он также не исключает, что будет в судебном порядке требовать возобновления уголовного дела против Николая Мельниченко.
Тем временем сам Мельниченко не верит, что уголовное дело против него восстановят.
«У Кучмы и Литвина истерика, и это все видят», - заявил в комментарии «Обозревателю» экс-майор Госохраны. Николай Мельниченко также ставит под сомнение наиболее распространенное в экспертных кругах мнение, что уголовное дело против Кучмы возбуждено с единственной целью – раз и навсегда обелить бывшего гаранта Конституции. «Если бы цель была обелить Кучму – не нужно было бы и возбуждать уголовное дело в его отношении. Как теперь, спрашивается, выйти из ситуации? Что, прокуратура должна выйти и сказать: «Нет, просим закрыть дело»? Это, мягко говоря, будет несерьезно, и народ будет плеваться. В том числе, в сторону того же Януковича», - отмечает опальный экс-майор.
На днях также стало известно, что спикер Владимир Литвин просит суд приобщить в качестве соответчиков по его гражданскому иску о защите чести, достоинства и деловой репутации к бывшему офицеру Государственной охраны майору Николаю Мельниченко «Обозреватель», газету «Сегодня» и информационное агентство УНИАН. «Я даю интервью, и я за свои слова отвечаю. Если будут новые иски и будут привлекаться медиа, я готов предоставлять СМИ своих юристов», - комментирует экс-майор. «Это Владимир Михайлович сделал подарок журналистам Украины к профессиональному празднику», - заключает Мельниченко. Экс-майор неожиданно также решает сделать «подарок». Не Литвину – Кучме. Он, на примере одного конкретного дня, рассказал читателям «Обозревателя» о том, как проходили рабочие будни экс-гаранта, как в главном кабинете страны решались политические и экономические вопросы. «Пусть люди знают о «нелегкой» жизни своей элиты», - аргументирует Николай Мельниченко.
События, описанные им ниже, происходили 5 июля 2000 года. По словам экс-майора, 3.07.2000 «Литвин впервые посоветовал Кучме, чтобы Кравченко разобрался с Гонгадзе».
Итак, один день из жизни экс-президента по версии Мельниченко (рассказ приводим с небольшими – исключительно стилистическими правками).
5.07. 2000 г.
В семь часов утра Леонид Данилович проснулся и вскоре пошел дышать свежим воздухом по большому кругу в Конча-Заспе. Это приблизительно 2 км. Прогулка длилась около получаса. Все это время его открыто сопровождали охранники. Один шел в метрах 20 впереди, второй – неподалеку, рядом. Все остальные охранники – так называемые лесники. Они размещались в кустах по всему «прогулочному» маршруту. Кроме того, когда Леонид Данилович переходил мостик через речку Козинка, с противоположной стороны в лодке сидела милиция, изображая рыбаков. Вообще, когда Кучма прогуливался, это вызывало, скажем так, крайне негативные эмоции охраны. Почему? Потому что, как правило, поднимали на ноги в качестве дополнительной охраны и ту смену, которая должна была отдыхать. Поэтому они и ненавидели эти прогулки, которые, кстати, проходили почти ежедневно.
В этот день во время прогулки Кучма зашел и посмотрел, как строится его дом, который был передан ему в частную собственность. Затем позавтракал и около 8:35 выехал на работу. Приблизительно в 8:50 Леонид Данилович прибыл на Банковую и сразу же зашел в поликлинику, которую специально построили и обустроили для него около Дома с химерами. В этой поликлинике ему, среди прочих процедур, проводили сеансы омоложения. В том числе, маски для лица, массажи и т.д.
В 9:30 он, проходя через мой кабинет, поднялся на второй этаж, где делал себе прическу у парикмахера Олега Глинского. Олег делал ему массажи, прочие процедуры, наращивал волосы. Этот пункт был неотъемлемой частью каждого дня. И, кстати говоря, Олег Глинский, по указке Кучмы получил государственную квартиру на улице Институтской.(Напомним, что за подобную ситуацию с квартирой, но не для парикмахера, а для водителя, сечас несет ответственность Юрий Луценко - ред.)
Около 10-ти утра он пришел к себе в кабинет. Сразу к нему пришел Литвин. Обсуждали катер, который для Кучмы делали с тем, чтобы он мог шикарно кататься. Затем Кучма дал указание Литвину, чтобы Шаров отдал фракцию в Верховной Раде для Тигипко. Сказано – сделано. Потом Литвин в свою очередь сказал, что Доренко просится отдохнуть на госдаче в Крыму и Кучма дал «добро». Сергей Доренко, которого называли политическим киллером Лужкова, вел в то время передачу на ОРТ. Пустив Доренко отдохнуть на госдачу, Кучма злоупотребил служебным положением. Госдачи предусмотрены для государственных деятелей. Кроме того, их можно сдавать в аренду, для чего съемщику необходимо оплатить средства, которые пойдут в госбюджет Украины. Но, очевидно, Сережа Доренко уже заплатил Кучме другим... В 1999 году, как известно, Доренко на российском телевидении активно агитировал за Кучму.
После беседы о катере и отдыхе представителя российских СМИ, Кучме доложили, что газета «Грани» пишет о нем критические материалы. Леонид Данилович, недолго думая, дает Литвину указание - уничтожить издание. Сразу после этого Кучма дал указание Литвину, чтобы тот встретился с народным депутатом Макеенко. Цель – «предложить» Макеенко выйти из фракции Соцпартии. Почему? Потому что Володя Макеенко финансировал СПУ. Я потом говорил с Морозом, и он подтвердил, что к нему подходил Макеенко и говорил, так, мол, и так, вынужден выйти из фракции. Как бы там ни было, история завершилась тем, что 08.07 2000 Литвин доложил Кучме о выходе Макеенко из фракции Соцпартии.
Несколько позже Кучма переговорил с народным депутатом из Руха – Богданом Бойко. Впрочем, переговорил – это громко сказано. Кучма дал ему указание создать альтернативный Рух с тем, чтобы развалить Рух Костенко. Кучма, к слову, выделил для этого солидные средства.
Дальше – больше. К Кучме зашел Щербань, на тот момент – губернатор Сумской области. Щербань предложил Кучме 25% государственного предприятия «Химпром» в знак благодарности за назначение его главой ОГА. Кучма сначала сказал: «Нет-нет, не надо». Щербань в ответ: «Ну что вы! Это же надо и детям, и внукам». В итоге Кучма сказал: «Хорошо, иди к Володе». Володя Литвин должен был оформить эту долю госпредприятия на Кучму. Точнее - на подставных людей. Либо на дочь Лену, либо на зятя Пинчука. Щербань в свою очередь попросил, чтобы президент Кучма присвоил военное звание Кулишу - генерал-начальнику Государственной Налоговой Администрации в Сумской области.
Кучма дал «добро». А после этого Щербань попросил, чтобы Кучма шел на третий срок, чтобы не бросал их, чтобы они не были детьми-сиротами... Кстати, беседуя со Щербанем, Кучма сказал о Лазаренко следующее: «Если бы он не критиковал меня, у него не было бы проблем». Словом, не было бы уголовных дел, он бы себе тихонько жил и все. После Щербаня к Кучме зашел Саша Мартыненко (на тот момент – пресс-секретарь Кучмы, ныне - Генеральный директор «Интерфакс-Украина»). Они обсудили интервью, которое Кучма должен был дать «Шпигелю».
Также в этот день в президентском кабинете говорили о бизнесе Волкова Александра Михайловича. Позже Литвин привел бизнесмена, и они обсуждали «некоторые интересные» для бизнеса Леонида Даниловича вопросы. Затем был телефонный диалог с Василием Степановичем. Василий Степанович (фамилию не помню) – руководитель одного из районов Тернопольской области. В Тернополе (или в этот же день, или днем ранее) был смерч. В двух словах они обсудили стихию. Но больше всего с их разговора запомнились реплики о том, что этот Василий Степанович родился в один день с Кучмой – 9 августа. После этого пришло время обеда.
Кучма пообедал, водки выпил. Потом Леонид Данилович опять-таки пошел в «придворную» поликлинику, где пробыл около получаса. Я в это время проводил оперативно-технический осмотр резиденции «Залесье», куда после 17:00 поехал Кучма. Поехал, как потом оказалось, чтобы обсудить очень важные государственные вопросы с двумя блондинками, специально прибывшими из Москвы. Одну из них звали Лена. Она - очень известна в политических кругах Украины. А после приезда в «Залесье» Кучмы началось самое интересное…
Справка
Резиденция «Залесье» находится в Броварском районе Киевской области, в селе Богдановка. Ее официальное предназначение - обеспечение надлежащих условий пребывания официальных делегаций иностранных государств и международных организаций. Территория разделена на четыре лесничества: Залесское, Деснянское, Рожнянское и Летковское.
«Залесье» - одно из самых привлекательных охотничьих угодий в Украине и занимает территорию долее 17 тыс. га: здесь брали зверье на мушку еще Никита Хрущев, Леонид Брежнев и даже Фидель Кастро.
Супруга Кучмы – Людмила Николаевна почувствовала каким-то седьмым чувством, женским чутьем и стала искать Даниловича. Звонит на работу – его нет. Набирает охрану, а ребята говорят: «Он находится…». Она в ответ: «Я знаю, где он находится». После этого она дает указание своей охране ехать в «Залесье». Начальник охраны предупреждает, что едет Людмила Николаевна и нам дают указание, чтобы мы закрыли все КПП, ворота, чтобы свет нигде не светился. Словом, задача была поставлена следующая: сделать все, чтобы по прибытию в «Залесье» Людмила Николаевна увидела, что тут никого нет. Она приехала около 22:00. Приехав, скажем так, поцеловала замок ворот и уехала обратно. Около часа ночи Леонид Данилович вернулся домой.
Вот такой он - один день из жизни президента… И если 5.07.2000 Кучма ездил в «Залесье», то минимум 3 дня в неделю он ездил к Медведчуку в Пуща-Водицу. В сауну.