УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Абрамыч против Абрамовича

Абрамыч против Абрамовича

В октябре 2007 г. по Слоун-стрит, что в престижном лондонском районе Белгравия, ехал серебристый “мерседес”. Остановился он у французского бутика “Hermes” - ну, знаете, того, что между “Bvlgari” и “Roberto Cavalli”. Из автомобиля появился небритый, слегка седеющий мужчина с лицом скучающего бонвивана. Он, не обратив внимания на припаркованный рядом черный “майбах”, вошел в бутик и принялся разглядывать что-то неприлично дорогое - как вдруг раздался торжествующий возглас, и небритого хлопнули по плечу.

Тот самый бутик, где Березовский подкараулил Абрамовича

Бонвиван обернулся, удивленно приподняв брови - от шопинга его оторвал лысоватый носатый коротышка, чем-то похожий на Дени Де Вито. Коротышка что-то залопотал, кажется, по-русски, его собеседник отвечал односложно и довольно неприязненно. Не прекращая говорить, лысый вытащил какую-то бумагу и сунул ее небритому в руки. Тот, нахмурившись, переводил взгляд с документа на коротышку и обратно. А коротышка, пригрозив многообещающе пальцем, еще что-то провозгласил, вышел из бутика и направился к черному “майбаху”. Бонвиван с кривой ухмылкой покачивал головой...

Так - или почти так - российский олигарх Борис Абрамович Березовский вручил повестку в суд своему коллеге, российскому олигарху Роману Абрамовичу.

Суть иска: Борис Березовский обвиняет Романа Абрамовича в том, что в 2000-2003 гг. тот с помощью угроз принудил продать принадлежавшие БАБ и его партнеру, грузинскому бизнесмену Бадри Патаркацишвили 43% акций нефтяной компании “Сибнефть”, долю в алюминиевой компании “Русал” и акции телеканала “ОРТ” дешевле их рыночной стоимости. За все это Абрамович выплатил Березовскому 1,3 млрд. долларов, а потом продал эти активы вдесятеро дороже - за 13 млрд. долларов. В качестве компенсации БАБ хочет получить 5 миллиардов долларов по "Сибнефти" и 564 миллиона долларов по РУСАЛу

Сильные мира сего не спешат - большие деньги не терпят суеты. Лишь в марте 2010 г. судья отдела коммерческих дел Высокого суда Лондона принял решение о рассмотрении иска Березовского по существу. До того БАБ неоднократно уточнял и менял детали своего иска, а британские адвокаты Романа Абрамовича пытались убедить высокий суд, что принимать иск к рассмотрению не нужно: “Березовский пытается использовать этот суд в качестве платформы для озвучивания своих взглядов и политических убеждений против дружественного иностранного государства, с которым он так впечатляюще поссорился ранее”, - аргументировал бесперспективность иска адвокат Абрамовича Эндрю Попплвелл в ходе одного из судебных заседаний в 2009 г.

Однако то ли суду было плевать на дружественные отношения с Россией (не Зимбабве же имел ввиду Попплвел), то ли наоборот, судьи помнили, как Москва направляла свои стратегические бомбардировщики в сторону Великобритании, а российский МИД и лондонский Форейн Офис обменялись пачками высланных дипломатов. Словом, аргументам ответчика не вняли. В марте 2010 г. суд назначил рассмотрение дела по существу на 3 октября 2011 г. - лондонские судьи тоже не спешат.

В ходе слушаний по существу Березовский не разочаровал публику и остался верным своему взбалмошному, темпераментному и алогичному стилю.

Согласно показаниям, у Березовского и Патаркацишвили было по 25% акций “Сибнефти”, а 50% принадлежало Абрамовичу, который и осуществлял управление компанией. Увы, подтвердить чем-либо свои утверждения Березовский не может, поскольку, как он утверждает, “дележка” “Сибнефти” на троих происходила без свидетелей, а ее результаты не фиксировались письменно. Бадри Патаркацишвили умер в 2008 г., то и он уже ничего не расскажет - а ведь именно он, по словам Березовского, занимался подсчетом перечисляемых Абрамовичем денег.

Между тем, защита Абрамовича настаивает, что Березовский не имел никакого юридического отношения к “Сибнефти”, а его роль в приобретении компании Абрамовичем ограничивалась “крышеванием”, то есть использованием личных связей для принятия государственного решения о приватизации. За это БАБ получал крупные суммы от владельца компании. А непосредственный интерес к активам “Сибнефти” Березовский проявил лишь тогда, когда компания стала приносить прибыль. Впрочем, и сам Березовский, по утверждению защиты Абрамовича, до 2001 г. отрицал свою связь с “Сибнефтью”. Сам БАБ объясняет это договоренностью с Абрамовичем, согласно которой Березовский не должен был афишировать наличие своих интересов в компании.

Сам Абрамович объяснил свое стремление иметь дело с Березовским тем, что тот мог бы оградить его бизнес от аппетитов криминальных структур. Абрамович назвал Березовского “политическим руководителем большого бизнеса”, укрепившим свои позиции после победы Ельцина на президентских выборах 1996 г. Да и сам Березовский подтверждает, что обладал недюжинным влиянием на чету Юмашевых - зятя и дочь президента Ельцина.

Справка: “Сибирская нефтяная компания” была выделена из “Роснефти” указом Ельцина в 1995 г. Это решение было пролоббировано усилиями Березовского и Абрамовича. Позже в несколько этапов акции госкомпании были выкуплены по заниженным ценам фирмами, принадлежавшими Абрамовичу и Березовскому. При этом использовалась схема “залогового аукциона”. В 2005 г. Абрамович, сосредоточивший в своих руках 75,7% акций “Сибнефти”, продал их РАО “Газпром” за 13,1 млрд долларов.

Особый цинизм процесса Абрамыча против Абрамовича в том, что многолетнее перечисление Березовскому миллионных сумм не отрицается ни одной из сторон. Более того, Абрамович настаивает, что это была плата за “крышевание”, то есть коррупционное деяние он трактует как аргумент в свою пользу. .

Вообще, весь этот суд двух олигархов - неспешный, даже какой-то вальяжный и, похоже, рассчитанный скорее на процесс, чем на результат - не более чем отрыжка ельцинской “семибанкирщины” и путинского передела. Этот суд может “порадовать” нас некоторыми подробностями из жизни и борьбы героев 90х, но какая бы правда ни всплыла в ходе слушаний, все закончится максимум очередным перераспределением миллионов между двумя небедными персонажами. Перед нами двое бывших “больших людей” - вчера они были почти хозяевами России. Сегодня один из них в бегах, второй - на побегушках. Один тратит последние нервы и миллионы на саморекламу, которую он называет “борьбой с путинским режимом”, второй выполняет заказы Кремля по выкупу активов у беглеца и передаче их в собственность российских госкорпораций, да балуется покупкой футбольных клубов и громадных яхт.

Ни в судьбе бывшей “Сибнефти”, ни в судьбе миллионов россиян этот суд не изменит ничего. Но тем не менее, наблюдать за ним интересно. Реалити-шоу, в котором участвуют сразу два олигарха - чем не развлечение?