Восстание начинается с мелочи, 2 июля 2013
Восстание начинается с мелочи. В 1857г. нанятые Ост-индской компанией бенгальские наемники-сипаи отказались откусывать зубами пропитанную говяжьим и свиным жиром оболочку нового патрона - и вскоре взяли штурмом Дели. Никто не знает, какая мелочь провоцирует вспышку народного гнева. Проще предсказать, погаснет ли эта вспышка или зажжет большой огонь. И можно спорить о том, сколько огнетушителей понадобится на его усмирение, но в любом случае обугленные головешки долго будут напоминать ответственным лицам, что неосторожное обращение с пожароопасным материалом чревато последствиями.
У нас не вешают изнасилованных, как в Иране, по приговору суда. Но и только. Зверское изнасилование? Обычное дело. Изнасилование с участием сотрудников милиции? Мы возмущены, но не удивлены. Следствие покрывает участников преступления? Как всегда.
На самом деле, не как всегда. На самом деле, милиционеров-преступников нередко наказывают по всей строгости. Но не всегда. И этого достаточно.
Особенно в глубинке, в райцентре - таком как Врадиевка. Где отношения между государством и народом носят все больше неформальный характер. Где кумовство и родственные связи значат больше, чем право и справедливость. Где можно договориться с начальством, если у начальства хорошее настроение, и нельзя надеяться ни на какое снисхождение, если начальство решило тебя сделать крайним. Где корочка прокурора и погоны милиционера возводят человека в высшую касту.
Двое милиционеров и егерь, подрабатывавший извозом, затащили женщину в автомобиль, увезли, избили, изнасиловали и убили. Так, по крайней мере, они думали. Женщина выжила и назвала обидчиков. И завертелось. Двоих взяли под стражу, одному - крестнику главы ОблУВД Евгению Дрижаку нашли алиби и сделали свидетелем.
"Нам надоел милицейский беспредел. Они приходят в кафе и бесплатно питаются, постоянно держат нас в страхе!" - так описали местную милицию жители Врадиевки корреспонденту "КП в Украине".
Милиция во Врадиевке занималась обычными, в принципе, вещами - например, вешала "глухари" на тех, кто попадется под руку. Рассказывают, как из селян выбивали признания в убийстве школьницы в 2011г., доведя до самоубийства троих "подозреваемых".
Страх перед милицией и шире - перед властью стал нормальной средой обитания украинцев. И нормальной средой обитания для милиции и шире - для власти в целом. В этом их сила - и в этом слабость. Потому что страх рано или поздно заканчивается, а размякшая во вседозволенности власть к этому оказывается не готова.
Феодалы в свое время знали, как поступать во время бунта. Они знали, что у каждого бунта есть прямой и непосредственный повод, а у повода - имя и должность в феодальной иерархии. И порой достаточно сбросить с красного крыльца на копья бунтовщиков непосредственного обидчика - будь то сборщик податей, или капитан ночного караула, или даже какой-нибудь особо осточертевший народу боярин из ближних - чтобы выпустить пар и насытить темную, жаждущую жертв ненависть черни. А уж потом выловить по одному зачинщиков и наиболее горластых бунтарей и по-тихому, в подвалах содрать с них шкуру.
Нынешняя милиция на пути к феодальномку перерождению - но лишь на пути, потому что холопская круговая порука, которой и славятся у нас в равной степени бандформирования и правоохранители, не позволяет им сдавать своих.
Поэтому один из тех, кого жертва изнасилования Ирина Крашкова назвала своим обидчиком, Евгений Дрижак (его называют то старлеем, то капитаном, но не путаются в кумовстве - он крестник областного управления МВД Валентина Парсенюка) гуляет на свободе в статусе свидетеля.
Власти достаточно было бросить Дрижака в клетку - для его же безопасности - а потом уже приплести алиби и показания свидетелей (которые, по свидетельствам местных, уже испытывают давление со стороны милиции и следствия), чтобы недовольство и ненависть не переросли в открытое неповиновение.
Глава МВД Виталий Захарченко почуял, что пахнет жареным, и провел дежурные перестановки: глава Николаевского ОблУВД и начальник Врадиевского РОВДа отстранены, а из Киева прибыла комиссия, чтобы разобраться во всем на месте. Но Дрижак все еще на свободе.
Теперь весь вопрос в том, что победит - уголовная логика местной милиции с ее круговой порукой, или феодальная логика МВД: пожертвовать малым ради сохранения контроля над общей ситуацией.
Между тем, стоит ожидать, что оппозиция всех мастей попробует оседлать протест жителей Врадиевки. Активно комментирует события оппозиционный бизнесмен Аркадий Корнацкий. Ждем десанта депутатов.
Но ни оппозиционные десанты, ни телодвижения руководства МВД не отменяют того факта, что правоохранительные органы все более превращаются в отдельную касту, не просто чуждую, а враждебную населению. Эта вражда будет только усиливаться. И еще более усугубляет сутиацию то, что власть крайне ограничена в возможности реформировать правоохранительную систему и изменить ее отношения с обществом. Ограничена по простой причине: силовые органы - единственная опора власти, и любая реформа выбивает эту опору из-под ног правящей группы. А если ненавистную людям систему власть не может реформировать сверху - ее отреформируют снизу. По давно известному рецепту, под старую-престарую песенку:
Ah ! ça ira, ça ira, ça ira!
Les aristocrates à la lanterne,
Ah ! ça ira, ça ira, ça ira!
Les aristocrates on les pendra!
Эта песня и сопутствующие ей методы хорошо зарекомендовали себя в ходе борьбы с беспределом аристократов в Европе. Украинские элиты приобретут лоск и манеры аристократов лет черед двести-триста, но сути их это не изменит. Так стоит ли столько ждать?