Кивалов: Венецианская комиссия раскритиковала закон о декоммунизации
Во время проведения 105-ой сессии Венецианской комиссии, 18 декабря, ближе к вечеру было утверждено заключение Европейской комиссии "За демократию через право" по так называемому закону о декоммунизации.
О ходе обсуждения документа и о выводах европейских экспертов рассказал член Венецианской комиссии от Украины Сергей Кивалов.
"Буквально только что Венецианская комиссия утвердила свое, совместное с Бюро ОБСЕ по вопросам демократических институций и прав человека Заключение по Закону Украины №317-VIII "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики", действующего в Украине с 21 мая 2015 года", — рассказал Кивалов.
Читайте: Кивалов ответил Геращенко за своего "родственника"
"В ходе обсуждении проекта, Комиссия предоставила слово заместителю министра юстиции Украины по вопросам европейской интеграции Сергею Петухову и народному депутату Украины, члену Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия, и главе подкомитета по вопросам законодательного обеспечения деятельности Президента Украины, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти, статуса и деятельности политических партий и общественных объединений Наталье Новак. Представители Украины сообщили Комиссии, что Украина находится в ослабленном положении, которое заслуживает особого подхода. Они не согласились с характеристикой предусмотренных законом запретов как "недостаточно точно сформулированных", подчеркнув преимущество оставления решения о том, подпадает ли та или иная символика под запрет Закона о декоммунизации, на усмотрение судьи, призвали учесть Голодомор, политические репрессии, войны,нынешний военный конфликт, другие драматические события и исчисляемые миллионами потери, пережитые народом Украины, лишение украинцев права политического выбора в советские годы", — рассказал политик.
По его словам, "часть докладчиков поняла выступление представителей Украины как означающее, что власти Украины настаивают на спорных положениях закона и не готовы вносить в него изменения за исключением "косметических".
"Возник вопрос, будет ли сегодняшнее заключение Комиссии окончательным или промежуточным. По словам члена Венецианской Комиссии Бартоле, все зависит от решения украинских властей. Настаивают ли они на сохранении нынешнего текста или готовы существенно его изменить. В ответ на это, заместитель министра юстиции заявил что промежуточное Заключение принесет Украине больше пользы, так как станет важным аргументом для властей Украины в пользу более значительного пересмотра действующего Закона о декоммунизации", - сказал политик.
Читайте: Кивалов: пока Рада может увольнять судей – будет проблема
По словам украинского представителя, в результатепредметной дискуссии, заключение было утверждено в качестве предварительного.
В этом заключении Комиссия смогла одобрить лишь цели упомянутого закона, но не смогла согласиться с его ключевыми положениями.
По мнению Комиссии, нормы закона оставляют слишком много поля для чиновничьего усмотрения и чрезмерного ограничения властью гражданских свобод, гарантированных не только Европейской Конвенцией о защите прав человека, но и Конституцией Украины. Язык Закона недостаточно четкий и во многих случаях не позволяет гражданам заранее определить законность своего поведения, и его юридические последствия.
"Нормы закона о запрете советской символики сформулированы нечетко, не содержат графических изображений запрещенных символов. Венецианская Комиссия рекомендует Украине установить менее обширный и исчерпывающий перечень запрещенных символов. Дать точное определение пропаганде, с учетом того что она предусмотрена законом в качестве элемента объективной стороны преступления. Предусмотренное законом определение чрезмерно ограничивает гражданскую свободу распространять информацию. Уточнить запрет отрицания преступлений советского и нацистского режимов, перечислив в тексте законодательного запрета все те конкретные преступления, отрицать которые запрещается", — отметил он.
Читайте: Кивалов: главное – тарифы для населения, а не олигархические разборки в парламенте
Как сообщил Сергей Кивалов, Венецианская Комиссия считает, что эти и другие ключевые нормы закона, ограничивающие права и свободы человека, не прошли тройной тест "законности, легитимности и необходимости в демократическом обществе", обязательный в европейском праве.
Также политик сообщил, что на заседании речь шла о том, что приняв закон в его нынешней редакции, власть вышла за пределы дозволенных европейским правом ограничений свободы выражения взглядов и свободы ассоциации. Отдельные нормы Закона также ограничивают свободу научных исследований в области истории и свободу политической дискуссии. Предусмотренные Законом уголовные наказания не везде направлены против деятельности, действительно представляющей опасность для общества, а местами - чрезмерны и не соответствуют европейским стандартам.
"В настоящее время, санкция введенной законом новой статьи 436-1 Уголовного Кодекса Украины предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества или без нее за изготовление, распространение и публичное использование запрещенной символики, исполнение гимнов и пропаганду осужденных Законом тоталитарных режимов", — пояснил подробности политик-юрист.
Читайте: Смена вывесок "на французкий манер": Кивалов раскритиковал будущие полномочия префектов
"По мнению Венецианской Комиссии, ввиду неточности и двузначности соответствующих норм Закона№317-VIII, уголовное преследование граждан по статье 436-1 УК будет нарушением принципа "нет наказания без закона. Венецианская Комиссия рекомендовала отказаться от уголовного наказания лишением свободы за обычную демонстрацию запрещенных законом символов и использования запрещенных имен/названий. По мнению Комиссии, только для действий, представляющих общественную опасность, можно сохранить уголовное наказание", — заявил он.
Также Венецианская Комиссия рекомендовала, чтобы Закон уточнил, что запрет общественной организации и, особенно, политической партии, будет применяться лишь в качестве крайней меры, и пропорционально серьезности правонарушения, совершенного организацией/партией", — заключил Кивалов.