"Неусвоенные уроки": журналист рассказал, чем опасна "война" Генпрокуратуры и НАБУ
Словесные баталии между руководителями Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ) и Национального актикоррупционного бюро (НАБУ) Юрием Луценко и Артемом Сытником получили неожиданное продолжение: ГПУ задержала двух сотрудников НАБУ. Два ведомства, которые призваны бороться с преступностью в государстве, решили побороться между собой.
Постепенный переход холодной войны между прокурорами и антикоррупционерами в горячую стадию может иметь абсолютно прогнозируемые последствия - дискредитацию обоих ведомств, ослабление власти и усиление разрушительных для государства процессов, пишет в статье для DW украинский журналист и политический обозреватель Сергей Руденко.
Читайте: "Произвол НАБУ": в Бюро прокомментировали видео конфликта с ГПУ
Противостояние "старших" и "младших"
Конфликт между ГПУ и НАБУ начался сразу же после того, как генеральным прокурором стал Юрий Луценко. Три месяца назад наверняка никто и представить себе не мог, что Генпрокуратура пойдет в наступление на Национальное актикоррупционное бюро. Да, между НАБУ и ГПУ были противоречия о подведомственности тех или иных дел, но дальше словесных перепалок это не заходило. К сожалению, эскалация конфликта произошла.
Вначале НАБУ задержало прокурора АТО Константина Кулика, что было воспринято прокурорскими как недружественный шаг антикоррупционеров. После этого директор НАБУ Артем Сытник несколько раз публично заявлял, что Юрий Луценко пиарится на делах, которые ведет НАБУ. Генпрокурор отвечал Сытнику сдержанно, а его заместитель, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос публично говорил о том, что антикоррупционерам не хватает опыта и терпения, сравнивая отношения ГПУ и НАБУ с отношениями сыновей и отцов.
Как бы то ни было, но рост напряженности в отношениях двух ведомств достиг апогея тогда, когда Генпрокуратура решила обыскать помещение Национального антикоррупционного бюро - из-за подозрения в незаконном прослушивании одного из фигурантов одного из уголовных дел. Позже, 12 августа, представители ГПУ с применением силы задержали двух сотрудников НАБУ при исполнении ими служебных обязанностей. А СБУ начало искать в ведомстве Сытника коррупционеров.
Сотрудники недавно созданного НАБУ сейчас пытаются всячески демонстрировать результаты своей деятельности, а опытные оперы из СБУ и ГПУ - поставить под сомнение честность самих антикоррупционеров. При этом и у первых, и у вторых враг один - коррупция, которая убивает государство. И идти на уничтожение друг друга в этой ситуации, мягко говоря, не совсем разумно.
Читайте: Сытник поднял на смех заявление СБУ о коррупционерке в НАБУ
Столкновение двух миров
Что привело к войне НАБУ и ГПУ? Фактически речь идет о столкновении двух миров - нового антикоррупционного ведомства и нереформрованной прокурорской системы. До сих пор борьба с коррупцией в Украине была войной за перераспределение финансовых потоков. Во времена того же Януковича ГПУ и СБУ вынуждены была договариваться о ненападении и разделении сфер влияния в государстве. Но появилось НАБУ.
Активность ведомства Сытника нарушило этот зыбкий "мир". Более того, Национальное антикоррупционное бюро стало представлять настоящую угрозу коррупционерам в прокурорских мундирах и при погонах. Поэтому начало такой войны было вполне прогнозируемым.
За генпрокурором Юрием Луценко стоит президент Петр Порошенко. Как и за главой СБУ Василеем Грицаком. Именно президент выдвигает кандидатуры руководителей этих ведомств на утверждение Верховной Рады, а поэтому - и несет ответственность за их действия. В том числе - и в конфликте с НАБУ. Сегодня Петр Алексеевич занял выжидательную позицию.
С момента обострения борьбы между ГПУ и НАБУ президент так и не сформулировал свою позицию. Впрочем, трудно себе представить, что все это происходит без ведома Петра Порошенко. Вопрос, почему он не прекратит это противостояние, остается открытым.
Читайте: В НАБУ объяснили инцидент с задержанием сотрудников бюро работниками ГПУ: опубликовано видео
Неусвоенные уроки
За время независимости Украина уже переживала открытую конфронтацию силовиков. В 2007 году тогдашний министр внутренних дел Василий Цушко вместе со спецназовцами ходил на штурм здания Генеральной прокуратуры. Цель той акции было вернуть в кресло генпрокурора Святослава Пискуна, которого в очередной раз в должности восстановил суд.
Тогда силового противостояния между МВД, Генпрокуратурой и Управлением государственной охраны чудом удалось избежать. Но выводов из происшедшего никто не сделал. Все попытки привлечь к уголовной ответственности Цушко завершились ничем.
Похоже, Порошенко идет путем Ющенко - пускает конфликт силовиков на самотек. В условиях войны это опасно для всей страны. И кому, как не главнокомандующему остановить это безумное противостояние?
Противостояние, за которым стоит борьба не за государство, а за собственное влияние в этом государстве. Борьба между ГПУ и НАБУ - первый признак того, что страна идет не тем путем, о котором мечтал Евромайдан. У Петра Порошенко есть достаточно рычагов, чтобы прекратить этот конфликт. Если президент на это не решится, за него это сделает кто-то другой.