Терентьев и Билоус заставили сотрудников "присягнуть на верность"
Глава Фонда государственного имущества Игорь Билоус и председатель Антимонопольного комитета Юрий Терентьев, придя на эти должности, заставили руководителей всех департаментов и подразделений написать заявления об увольнении с открытой датой.
Об этом "Обозревателю" стало известно из собственных источников.
По словам юристов, такой подход к кадровой политике является незаконным, хотя и достаточно распространенным, особенно в бизнес-среде.
Старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец отметил, что такие действия являются преступлениями, за которые Билоусу и Терентьеву может грозить уголовная ответственность.
"Те руководители, которые, приходя на должность, требуют от своих подчиненных "присягнуть на верность", а именно написать заявление с открытой датой, чтобы подтвердить свою лояльность новой власти, действуют абсолютно незаконно. Я считаю, что подобные действия руководителей можно расценивать, как преступление, как превышение служебного положения, а также злоупотребление им (ст. 364, 365 УК Украины)", - сказал Кравец.
Читайте: Со старта: новый глава Фонда Госимущества задекларировал миллионные доходы
Он добавил, что, согласно новой редакции Уголовного кодекса, сделанная сотрудником запись разговора, во время которого начальник предложил ему написать заявление об увольнении с открытой датой, является доказательством в суде. Такая запись поможет восстановиться в должности, хотя, по его словам, руководитель, скорее всего, отделается легким испугом или переводом на другую должность, а не уголовной ответственностью, из-за кумовства в украинской власти и трудности доказать такого рода преступления.
Юрист Игорь Степанов также обратил внимание на то, что такие преступления трудно доказать, поскольку в большинстве случаев сотрудника не заставляют, а просто предлагают написать заявление с открытой датой, что, по сути, делает такие его действия добровольными.
"Людям же просто предлагали это (писать заявление с открытой датой. – Ред.), их же никто насильно не заставлял это делать. У человека всегда есть выбор в данной ситуации: он не поставлен в такие условия, когда ему предлагают что-то незаконное, и он должен это сделать. Человек может не писать такого заявления, и достаточно тяжело будет такого человека уволить, потому что если его уволят без надлежащих оснований, то он элементарно восстановится", – объяснил Степанов.
Он уточнил, что пока сотрудника не уволили, ему не стоит обращаться в суд или правоохранительные органы, так как шансов что-то доказать нет, а вот уже после увольнения он имеет возможность восстановиться через суд.
Читайте: Подконтрольному террористам Алчевскому меткомбинату возместили НДС почти на 500 миллионов
По словам Степанова, руководителю в таком случае вряд ли грозит уголовная ответственность, потому что это сложно доказать, хотя в Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая наказание за нарушение трудового законодательства.
"Есть определенная статья за нарушение трудового законодательства в Уголовном кодексе, когда работодатель создает такие условия специально для того, чтобы уволить работника. Допустим, там объявляется в короткий промежуток времени пять или три выговора, а потом увольняют", - объяснил юрист.
Адвокат, партнер АО "Юскутум" Денис Овчаров обратил внимание на то, что практика таких увольнений является очень распространенной в бизнесе, и ее часто критиковали государственные мужи.
"Практика заявлений об увольнений с открытой датой широко распространена в частном бизнесе. И она открыто порицалась практически всеми представителями государства. Более того, в Украине даже существует практика обжалования таких бумаг", - сказал Овчаров.
По его мнению, Билоус и Терентьев использовали такой подход к кадровой политике, поскольку им не доли других полномочий для очищения ведомств, чиновники которых, по мнению новых руководителей, не способны к проведению реформ, хотя начинать реформы с нарушения закона тоже не лучший подход.
Как сообщал "Обозреватель", Игорь Билоус и Юрий Терентьев были назначены главами Фонда госимущества и антимонопольного комитета соответственно 19 мая 2015 года.